Сущность бидермейера
Бидермейер (или бидермайер) – художественный и архитектурный стиль, получивший широкое распространение в Германии и Австрии в 1815 – 1848 годах.
Стиль получил свое название в честь немецкого писателя Людвига Айхродта, который под псевдонимом «Готлиб Бидермейер» печатал в журналах свои эпиграммы. Следует отметить, что слово «bider» в переводе с немецкого означает «простодушный, простой».
Рисунок 1. Замок Тегель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бидермейер называют одним из ответвлений романтизма, который пришел на смену ампиру в Европе. По этой причине стиль нередко называют «смесь ампира с романтизмом».
Детали бидермейера
С приходом бидермейера в буржуазные жилища пришли скромные ценности с лёгким налетом сентиментальности. От аристократического и холодного ампира в бидермейере остались основные принципы построения помещений и лаконизм. Буржуазному созданию соответствовали такие стилевые формы, в которых главенствующим признаком была практичность. Основными критериями бытовой мебели и прочих объектов интерьера являлись:
- прочность;
- качество;
- удобство.
Надо сказать, что в мебели эпохи бидермейер наблюдалось множество современных типов. Здесь появляется своеобразное новшество: мебель становится свободной от различных архитектурных форм, она предназначается лишь для выполнения практических бытовых задач. Основными критериями оценки мебели являются теперь качество исполнения изделия и удобство форм. Однако, нельзя не заметить, что простота форм здесь компенсируется яркой расцветкой и орнаментными мотивами в виде реально существующих цветов. В этот временной период возникает так называемая «чистая комната», аналог современной гостиной. Внутренний объем этой комнаты заполняется большим количеством мебели, которая группируется преимущественно в центре таким образом, чтобы пустоты оставалось гораздо меньше.
Былая величавость и строгость вытесняется в бидермейере более привычными и естественными формами, а также плавно изогнутыми линиями. Конструкция некоторых типов мебели отличалась оригинальностью и остроумием. Главным достоинством теперь становится простота и комфортность в быту. Примечательно, что, следуя примеру английских мебельных мастеров, столяры бидермейера стремятся совместить свойства нескольких предметов в одном. Примерами такой «комбинированной мебели» могут служить:
- раздвижные столы;
- откидные стулья и столы;
- письменные столы с ящиками и т.д.
В период расцвета бидермейера наиболее распространенными предметами мебели были шкафы и комоды. Как правило, корпус предмета решался в простых геометрических формах, его боковые стенки и дверцы выполнялись сплошными, без всяких членений. Иногда в мебели бидермейера все еще прослеживались некоторые черты архитектоники. Это проявлялось обычно в виде наличия несильно выраженных карнизов, тимпанов, пилястр и гладких опор. Большая часть сложившихся типов мебели в этот период актуальна и по сегодняшний день. Многие из них активно применяются при оформлении классического интерьера.
Интерьеры
Более ранний стиль ампир был более емким, чем бидермейер, он охватывал всю архитектуру: основы архитектоники зданий, фасады, интерьеры и мебель. Бидермейер же включал в себя лишь мебель и интерьер. Есть и еще одна особенность: бидермейер не распространялся за пределы Германии и Австрии, в то время как ампир был популярен почти во всей Европе.
Рисунок 2. Бидермейер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бидермейер возник как реакция на неудобство ампира и монументализм. В этой связи он отвечал вкусам и предпочтениям буржуазии того времени. Как уже отмечалось, интерьеры становятся более практичными, характеризуются скромностью и удобством. Надо сказать, что в период полного развития стиля он был полностью свободен от античного влияния или каких-либо других стилей. Но это влияние начало прослеживаться в более позднее время.
Предпосылками возникновения бидермейера называют неустойчивое политическое положение Германии и Австрии, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение внутри государства и меланхолия способствовали необходимости ухода от реальности. Типичный для человека выход из данной ситуации – погружение в семью, круг друзей и поиск элементарных человеческих радостей. Романтические устремления меняются на реализм.
Основной частью бидермейера является идеализм. В этой связи в живописи отмечаются бытовые сценки, а другие жанры картин носят камерный характер.
Внутреннее оформление стен в стиле бидермейер характеризуется украшением изящными обоями, окна оформляются легкими муслиновыми занавесками и более тяжелым занавесом кисточками и бахромой по краям. Цветы в интерьере бидермейера используются повсюду: их изображения наносятся на ткани, картины и аксессуары. Любая мебель характеризуется компактными размерами, элегантностью и упрощенным в сравнении с ампиром декором.
С появлением бидермейера серьезным изменениям подверглась техника обойных работ. После изобретения пружины наступил так называемый «век мягкой мебели». Одновременно с этим механизируется процесс производства тканей, что с одной стороны положительно повлияло на декорирование, а с другой – вызвало обеднение внешнего вида ткани. Лишь более дорогие виды тканей украшались вышитыми и вытканными узорами.
Следует отметить, что многие известные архитекторы того времени (например, Карл Фридрих Шинкель и Франц Карл Лео фон Кленце) занимались проектированием мебели в стиле бидермейер. Шинкель был архитектором, в некоторой степени опередившим свое время, многие его формы стали прообразами для архитектуры XX века. Если говорить о мебели, то он внедрял в свои изделия сложнейшие для того времени механизмы. Этот новаторский подход начал применяться гораздо позднее.
Наиболее характерным сооружением в стиле бидермейер является замок Тегель, построенный К.Ф. Шинкелем по заказу немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта.