Сущность стиля неогрек
Под архитектурным стилем неогрек понимается стиль, возникший в 20-е годы XIX века. Характерными его чертами является «возвращение» к классическим греческим образцам в архитектуре.
В целом неогрек отличается от классицизма весьма детальным отображением греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса. Идеологически неогрек принадлежит эпохе историзма, а не классицизма. В Российскую архитектуру неогрек вошел в 60-х годах XIX века и просуществовал вплоть до появления модерна в конце XIX века.
Европейские корни неогрека
Названное в современности направление «неогрек» образовалось благодаря французскому и немецкому архитекторам Анри Лабрусту и Лео фон Кленце. Оба этих специалиста, принадлежащих к разным поколениям, начали свою профессиональную деятельность после падения наполеоновской империи, породившей такой стиль, как ампир. Во времена начали их творчества доминировал ранний историзм.
Одним из их последователей был шотландец Александр Томсон, который воспроизводил греческие архитектурные элементы весьма скрупулёзно, в этой связи он и получил свое прозвище «грек».
Рисунок 1. Библиотека Сен-Женевьев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если говорить о функциональной составляющей архитектуры неогрека, то она ограничивается музеями, парламентами и храмами, это объясняется тем, что обращение к греческим образцам оправдывается обычно высоким назначением здания. Ярким примером сооружения в стиле неогрек является Библиотека Сен-Женевьев, архитектором которой был Анри Лабруст. Примечательно здание тем, что снаружи представляет собой бесспорный неогрек, а её внутренний декор, подчиняющийся несущему железобетонному каркасу, вполне можно назвать эклектическим (металлические арки архитектор сочетает здесь с классическим ордером). Надо сказать, что и сам стиль неогрек был весьма эклектичным, в большей части потому, что развивался одновременно с другими историческими направлениями в архитектуре.
Неогрек в России
В Санкт-Петербурге стиль неогрек не прижился, исключение составляет здание Нового Эрмитажа (архитектор фон Кленце). Также с некоторыми оговорками можно признать неогреком некоторые работы архитектора Штакеншнейдера в Петергофе.
В конце 60-х годов XIX века неогрек вливается в Москву. Это происходит во многом благодаря таланту архитектора Каминского, который получил известность в среде заказчиков купеческого и знатного происхождения. В Москве неогреческое направление несколько видоизменяется, приобретает новую нишу в виде пореформеннх городских особняков. Одной из первых подобных построек можно считать дом на Моховой – перестроенная ампирная усадьба Шаховских. Каминский придал сооружению совершенно новые и утонченные черты – во внешнем виде фронтонов и ионических колонн четко прослеживается образец – Эрехтейон.
Примечательно, что именно сооружения небольших размеров в греческой архитектуре стали основой российского неогрека.
Следует отметить, что неогрек возникал и в дешёвом деревянном строительстве, однако при всем вышесказанном продолжал оставаться достаточно «богатым» стилем. Одной из характерных особенностей российского неогрека является асимметрия планов сооружений. При организации планировки домов архитекторы руководствовались преимущественно особенностями участка и пожеланиями хозяев, в этой связи ампирная симметрия при проектировании здесь была лишней. Например, парадный вход, который по канонам необходимо располагать в центре, смещается в сторону, а стильный портик – на боковую сторону, нередко обращенную во двор. На подобный неклассический план накладываются принципы греческого декорирования, которые в данном случае уменьшаются относительно классических образцов, чтобы соответствовать новой стилистике сооружения.
Рисунок 2. Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первый очаг увлечения неогреческой архитектурой в России появился в 70-е годы XIX века, второй – на 90-е. В этот период успешно работали такие архитекторы, как:
- Михаил Федорович Бугровский;
- Анатолий Оттович Гунст;
- Роман Иванович Клейн;
- Адольф Эрнестович Эрихсон.
К концу XIX века неогрек теряет свою популярность – стиль потерял старых заказчиков, но не приобрел новых. Традиционных клиентов – верхушку купечества – стал интересовать новомодный модерн, при этом количество частных особняков и вовсе сократилось, они начали уступать свои места доходным домам. В данном сегменте строительной отрасли стиль неогрек перестал быть востребованным совсем. В сооружениях для казенных нужд и благотворительных учреждений он был не совсем уместен. Последней самой крупной постройкой в этом стиле в России был Музей имени Пушкина, архитектором которой был Роман Иванович Клейн. Ко времени, когда музей начал свое существование, неогрек был почти забыт, ему на смену пришел ретроспективизм начала XX века.
Истоки второй волны популярности неогрека менее ясны, но уже сейчас можно сказать, что формально в архитектуре таких зданий прослеживались многие приемы зарождающегося тогда модерна. При всем вышесказанном формы сооружений стали более «сухими» и более отстраненными от классики. Если в первой фазе можно было увидеть качественную и честную художественную стилизацию, то во второй явно идет речь об обыгранной и критически осмысленной стилизацией греческого направления. Такая трансформация даже получила свое название «двойная стилизация». Последний усталый и холодноватый вариант стилизации отражается в двух шикарных особняках: дом в Денежном переулке (архитектор К. Г. Трейман) и усадьба, построенная А. О. Гунстом на проспекте Мира.
Надо сказать, что в Москве очень много зданий в стиле неогрек, город буквально наполнен ими. Если запомнить несколько основных его приемов и мотивов, то на бульварах, проспектах и площадях можно различить многочисленные образцы новогреческой архитектуры. Москва в определенный момент оказалась центром стиля неогрек, его рассадником и проводником.