Стиль Адзэкура
Адзэкура – японский архитектурный стиль, который использовался при строительстве синтоистских религиозных сооружений.
Вообще, архитектурное мышление этого периода определялось темпами развития сельскохозяйственной общины. В первых веках нашей эры находят широкое распространение тип поселений с иерархическим порядком расположения сооружений. Архитектурный стиль Адзэкура получил свое название от слова «кура» (житница) и положил начало многовековым традициям в строительстве. Приподнятые над землей сооружения для хранения провизии быстро приобрели значение священного объекта внутри поселения. Внутри и около таких построек совершались многочисленные обряды и приносились жертвы богам.
Типичное здание в стиле Адзэкура представляет собой деревянное свайное сооружение с обходной галереей. Его главное предназначение – хранение зерновых и проведение культовых обрядов, которые знаменуют окончание полевых работ.
В дальнейшем японская архитектура развивалась благодаря образованию на острове Хонсю сильнейшего государства – Ямато. С утверждением власти японцы начали строить новые сооружения – грандиозные курганы-кофуны, которые дали название целой исторической эпохе.
Рисунок 1. Сёсоин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Адзэкурой также называют хранилище, расположенное на площади. Оно представляет собой массивный сруб, не имеющий окон. Сруб составляется из трех бревен, пересекающихся на углах. Здание не имеет постоянных лестниц. Подобные постройки были широко распространены на территории от Юнъани до предгорий Гималаев, а также на всей территории Сибири вплоть до Аляски и в Северной Европе.
Данный архитектурный стиль появился в IV – III веках до нашей эры и является прототипом первых синтоистских святилищ и более поздних религиозных сооружений в Японии. Наиболее известной и большой конструкцией подобного рода является сокровищница Сёсоин (датируется 748 годом), располагающаяся в монастыре Тодай-дзи в Наре. Это сооружение является уникальным образцом свайной постройки в стиле Адзэкура.
Сооружение Сёсоин
Помимо других сооружений монастыря Хорюдзи, Сёсоин - одно из самых древнейших зданий не только в Японии, но и во всем мире. Как уже отмечалось выше, термин «Сёсоин» в переводе с японского означает «сокровищница». Сооружение имеет второе название – «Тодайдзи мицугура», что переводится как «сокровищница Тодайдзи», это название прямо указывает на изначальное назначение постройки.
Сёсоин – один из немногих складов сокровищ храма Тодайдзи, сохранившийся с середины VIII века до наших дней. Он был построен после смерти Сёму (748 год) для хранения сокровищ его семьи.
Надо сказать, что подобного рода постройки были широко распространены на островах южной части Тихого океана, они встречаются и в наши дни на юге Японии (например, на Окинаве) и в её северных районах.
Сёсоин – одноэтажное прямоугольное в плане сооружение, вытянутое в длину с севера на юг. Длина хранилища 33 метра, ширина – 9,4 метра. Общая высота от земли до конька кровли – 14 метров. Специалистами доказано, что высота свай составляет 2,7 метра; высота от уровня чистого пола до потолка - 3,7 метра. Таким образом, высота свода адзэкура вместе с крышей составляет примерно 7 метров.
Конструктивные особенности
Свайный фундамент был изготовлен из прочной породы древесины - адзунаро. Сечение свай составляет 600 миллиметров, зодчие расположили их в четыре ряда. Основание свай опирается на каменный грунт, а их вершина имеет продолжение в виде 40 колонн интерьера. Колонны предусмотрены для того, чтобы удерживать двускатную кровельную конструкцию, отделанную черепичными гребнями.
Рисунок 2. Тодай-дзи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Внутреннее пространство делится на три части – северную, южную и среднюю кладовые. Примечательно, что между собой помещения не сообщаются. Каждая кладовая имеет отдельный входной проем в восточной несущей стене. Ни одна из стен не имеет оконных проемов.
Длина балок помоста больше ширины здания по внешнему контуру на 2 метра, что позволяет предусматривать настил перед каждым из входов. Таким образом получается временная платформа, позволяющая установить лестницу.
Историки считают, что Сёсоин с первого дня состоял из двух отдельных сооружений – северного и южного – и был известен как «Двойная кладовая». Собственно, две эти кладовые и являлись сооружением в стиле адзэкура. В сумме сооружения занимали площадь, равную половине участка Сёсоин.
Средняя секция объекта встраивалась несколько позднее. Она была предназначена для сообщения людей между южной и северной кладовыми. Впоследствии все три сооружения были соединены под одну кровельную систему. Следует заметить, что каркас среднего сооружения отличается от Адзэкуры. Такую конструкцию специалисты называют итагура.
Западная и восточная стены итагуры собраны из тонких досок. Северной стеной служит южная стена северной кладовой, а южной стеной – северная стена южной кладовой. В таком виде сооружение существует и на сегодняшний день, сохранив свое название «Трех кладовых». Здание является древнейшим памятником гражданской архитектуры и хранит в своих стенах редчайшие образцы древнего искусства.
Что касается более позднего периода, то архитектура Японии, начиная с середины VI века, пополняется буддийскими храмами и монастырями. С этого времени архитектурные стили Японии, как и другие виды искусства, попадают под влияние буддизма. Вскоре его влияние начинают испытывать даже синтоистские сооружения. В то же время местная архитектура начинает оказывать влияние на чужеземные каноны. Результаты исследований буддийских зданий на территории Японии представляют большую ценность, поскольку они наглядно иллюстрируют длительный процесс слияния различных культур.
По преданию первый буддийский храм был построен в 552 году в честь изображения Будды. Впоследствии противники буддизма из Мононобэ сожгли сооружение, а статую Будды сбросили в реку. В результате ожесточенный борьбы победили сторонники буддизма и строительство храмов возобновилось.