Развитие дорожного строительства в России сдерживается климатическими факторами. Большую часть года проведение дорожных работ и капитальный ремонт невозможны. Интенсивность строительства в теплое время года очень высока, что порождает проблемы с транспортной доступностью. Одной из мер решения этих проблем является высокая степень механизации работ.
Дорожное строительство
Дорожное хозяйство России исчисляется миллионами километров дорог. Развитая дорожная сеть, соединяющая области, региона, края, города и деревни требует постоянных вливаний и вложений. По данным статистики самые низкие объемы строительства и реконструкции дорог регионального значения наблюдались в 2010 году (915 км), в то время как к 2022 году эта цифра выросла до 8 210 километров.
Классификация дорог по административному значению выглядит следующим образом:
- магистральные федеральные дороги относятся к классу автомагистраль, скоростная дорога или дорога обычного типы и имеют категорию IА, IБ или II;
- прочие федеральные дороги могут относиться к классу скоростная дорога или дорога обычного типа и иметь категорию IБ, II или III;
- республиканские, краевые, областные дороги относятся к дорогам обычного типа и имеют класс, II, III или IV;
- дороги местного значения относятся к классу дорог обычного типа и имеют категорию IV или V.
Длина автодорог с твердым покрытием неукоснительно растет, в то время как темпы нового строительства очень далеки от цифр советского периода. Если в 1991 году было сдано почти 47 тысяч километров, то в 2017 лишь 2,5 тысячи. Согласно указу Президента, требуется построить 7 800 километров федеральных трасс. По динамике регионального финансирования лидируют Красноярский край и Новосибирская область.
Нормативам требованиям с 2019 году соответствовали 44,1 процента дорог, в 2021 45, 8 процентов дорог регионального назначения.
Согласно данным статистики самые опасные дороги располагаются в Уфе, Екатеринбурге и Челябинске.
Рисунок 1. Процесс дорожного строительства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Машины, используемые в дорожном строительстве
Дорожная техника отличается от техники, используемой в капитальном строительстве. Хотя в части земляных работ используются одинаковые машины. В целом техника используется на всех этапах работ, а именно на расчистке будущей трассы от деревьев и кустарников, создании основания, насыпи и подготовке полотна, для оборудования и приготовления смесей для формирования земляного полотна, для укладки бетонного покрытия, финишных операций, дальнейшего содержания дорог.
При строительстве дорог применяются:
- корчеватели и кусторезы можно встретить на подготовительном этапе, они позволяют освободить участок от ненужно растительности;
- самосвалы, которые нужны для перевозки тяжелых грузов;
- экскаваторы, которые используются в качестве землеройных машин (выемка грунта ковшом), экскаваторы- планировщики (для формирования откосов, склонов), грейдеры (позволяют выполнить профилирование, задать продольные и поперечные уклоны), скреперы и бульдозеры (снимают слой грунта);
- катки, которые используются для утрамбовывания и выравнивания земляного полотна, а также нанесенного раствора, они различаются по весу, материалу вальцев, количеству осей. Катки делятся по виду материала для уплотнения на грунтовые и предназначенные для асфальтобетонного покрытия. Катки на строительную площадку доставляются с помощью манипуляторов;
- асфальтоукладчики, которые оснащены элементами автоматизированного управления, они наносят рабочее дорожное полотно;
- бетоноукладчики , которые наносят цементнобитумный раствор.
Рисунок 2. Асфальтоукладчик используется для укладки рабочего дорожного полотна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В многофункциональных автоматизированных комплексах совмещены функции приема, распределения, выравнивания и уплотнения бетонной смеси, что сокращает количество проходов
Перечисленные виды техники можно встретить на любом объекте, но если требуется устройство инженерных сооружений, к примеру, мостов или эстакад, то потребуются грузоподъемные машины, копровые установки, а также машины для установки свай, оборудование для буровых работ.
Смеси на строительные площадки поступают с заводов-изготовителей с помощью машин, снабженных миксерами, которые обеспечивают постоянное перемешивание смеси на всем пути.