Культурное наследие
Подходы к оценке и пониманию культурного наследия начали формироваться еще в советское время, то есть в прошлом веке.
По действующему сегодня федеральному закону РФ объекты культурного наследия делятся на три вида:
- памятники, то есть здания и сооружения, отдельные территории, квартиры, захоронения, объекты науки и техники, иные единичные объекты археологического наследия;
- ансамбли, эта группа состоит из объединенных памятников, которые могли иметь дворцовое, жилое, общественное, фортификационное, торговое, производственное, религиозное, научное, учебное предназначение. К ансамблям относятся также скверы, бульвары, парки и объекты ландшафтной архитектуры;
- достопримечательные места, в эту группу входят и творения, которые создал человек, и творения природы и человека, также к достопримечательным местам относятся исторические поселения, фрагменты застройки, памятные места.
В России сегодня насчитывается более 140 тысяч объектов культурного наследия. Работа по их каталогизации является невероятно объемной, при этом каждый памятник должен приходить осмотр раз в пять лет.
По закону каждый объект архитектурного наследия имеет определенную ценность, в нем выделяется объект охраны, к примеру колористическое решение, силуэт, композиционное решение, фасадное решение. Могут быть выделены отдельные элементы, например, лестницы или залы. Изменение предмета охраны недопустимо, все работы с памятником архитектуры могут быть направлены лишь на восстановление его архитектурного облика. Застройка в пределах охранной зоны запрещена.
В этих условиях памятники архитектуры остаются на балансе местных администраций, регионов, федерации и ждут своего часа. Средств бюджета на поддержание всех памятников недостаточно, их не хватит даже на консервацию, в результате многих лет бездействия некоторые памятники ветшают и исчезают.
Одной из глобальных проблем архитектурного наследия является то, что девелоперы с одной стороны его боятся, понимая какой объем ограничений им предстоит преодолеть, а с другой не видят его ценности, не понимают почему эта старая руина должна сохраняться, а их прекрасный многоэтажный новый проект не воплотится в жизнь.
Рисунок 1. Охрана объекта культурного наследия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сохранение наследия как часть современной архитектурной практики
Работа с наследием сегодня близка по своей напряженности к борьба за независимость, поскольку она ведется в трехстороннем диалоге между архитекторами, органами власти и заказчиками.
Задачей любого заказчика является извлечение максимальной прибыли, получить прибыль от ветшающего здания очень сложно, но большую ценность представляет место, участок на котором расположен памятник. Не будь этого памятника, заказчик мог бы построить на столь лакомом куске земли почти что угодно, но он не может этого сделать, поскольку снос ценного в культурном плане здания будет приравнен к преступлению.
Архитектору, который берется за работу с объектом культурного наследия приходится решать следующие задачи:
- собрать и систематизировать все материалы об объекте культурного наследия;
- создать устойчивую концепцию на основании данных;
- продумать экономическую рентабельность;
- обеспечить лишь тот объем работ, который будет соответствовать восстановлению самого объекта;
- предложить идею, которая будет реализуема в текущих условиях;
- создать концепцию, которая не потеряет актуальности в ближайшие десятилетия.
Задачей органов власти является следование букве закона, памятник архитектуры можно купить, но заказчик обязан исполнять охранные обязательства. При передаче объекта на баланс коммерческого предприятия, отчасти решается вопрос распределения ограниченных ресурсов, но остается большой вопрос о добросовестности и исполнительности заказчика.
Работа с наследием разительно отличается от нового строительства, она идет значительно медленнее, чем новое строительство. Каждый шаг вперед сопровождается откатами назад, но другого способа работы с наследием пока никто не предложил. Это штучный товар, индивидуальный подход и уникальные решения, основанные на глубоком погружении в контекст.