Рассматривая фасады архитектурных памятников студенты всегда пытаются разгадать, в чем заключается секрет вечной гармонии, понятной зрителю даже спустя века, и как с помощью линий, формы, элементов создать гармоничный объект, который станет частью городской жизни. Один из излюбленных приемов, который часто использовали архитекторы прошлого – ротонды. Эти небольшие архитектурные формы возводились и как самостоятельные сооружения и как части зданий.
Ротонды
Круглые в плане здания, сооружения или малые архитектурные формы, окруженные колоннами называют ротондами. Ротонды широко использовалась в Древней Греции в качестве жертвенников. Римляне в форме ротонд возводили усыпальницы и мавзолеи. Само слово ротонда появилось позже, в Италии. В период ренессанса ротонды стали закрывать не шатровой крышей, а купольной конструкцией.
Анализируя мировую историю архитектуры можно заметить, что ротонды строили во многих странах, а именно:
- в Италии, в Риме (Латеранский баптистерий), в Равенне (церковь Сан-Витале);
- в Армении (Звартноц);
- на территории современной Турции, в городе Константинополе (церковь Сергия и Вакха);
- в Грузии;
- в Греции;
- в Сирии.
Форма ротонды была типичной для стран Центральной Европы, таких как Польша, Венгрия, Чехия. Самым ярким образцом ротондальной церкви является Темпьетто Донато Браманте в Риме.
В России в ходе археологических работ были обнаружены древние останки ротонд или божниц. Так, в Смоленске были найдены руины ротонды, которая имела диаметр 18 метров, в ее центре располагались четыре столба. Было установлено, что эта конструкция относится ко второй половине 12 века и была выполнена для купцов из Рюгена. К допетровскому периоду относятся две ротонды, это собор Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (полуротонда) и собор Петра митрополита Высоко-Петровского монастыря.
После 18 века ротонды стали часто применяться в архитектуре, как Москвы, Санкт-Петербурга, так и провинциальных городов (Торжок, Саратов, Волгоград, Киров, Благовещенск).
Рисунок 1. Ротондальная церковь Львовская ротонда», архитектор Н. Львов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полуротонда – это малая архитектурная форма, представляющая арку с колоннадой, не образующей замкнутое пространство.
Ротондальные церкви Н. Львова
Николай Львов вписал свое имя в историю русской архитектуры как палладианец, историк, а также один из самых разносторонне развитых и талантливых деятелей Русского просвещения.
Н. А. Львов родился в 1753 году, на обучение он поступил в бомбардирскую роту, но много времени посвящал самообразованию. В Измайловском полку он организовал общество «Четырех разумных общников», к которому постепенно примкнули представители творческий профессий, разделяющие общие взгляды. Редко природа награждает человека более чем одним талантом, но у Николая Львова их было множество, он преуспел в архитектуре, в геологии, механике, фольклоре, рисовании. Друзьями Львова были также выдающиеся и одаренные личности:
- Дж. Кваренги;
- Г. Державин;
- Д. Левицкий;
- В. Боровиковский.
Николай Львов в своем архитектурном творчестве руководствовался принципами, палладианства, но интерпретировал их на свой манер. Львов перевел книгу Палладио на русский язык и снабдил ее собственными иллюстрациями.
Особый интерес представляют его проекты ротондальных церквей. В собственной усадьбе Львова расположена такая церковь, построенная в 1789-1802 годах. Еще одна церковь-ротонда располагается на Валдае, ее строительство велось с 1786 по 1794 год. Церковь Великомученицы Екатерины, или как ее называют Львовская ротонда, представляет собой образец стиля классицизма конца 18 века. Эта церковь действовала как дворцовая церковь при Путевом дворце Екатерины. Сегодня в здании церкви располагается музей колоколов.
В Торжке на берегу Тверцы уже после смерти Николая Львова была построена часовня-ротонда по его проекту. Часовня-ротонда Воздвижения Креста Господня представляет собой круглое в плане здание, окруженное 12 колоннами. В верхней части располагается высокий световой фонарь, имеющий полукруглые окна.
С 2001 года Ротонда-часовня в Торжке относится к Борисоглебскому монастырю.
Рисунок 2. Троицкая церковь «Кулич и Пасха», архитектор Н. Львов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Николая Александровича Львова не стало в возрасте 50 лет, он скоропостижно скончался в конце 1803 года и был похоронен на своей вотчине.