Творческая биография
Ричард Роджерс родился во Флоренции в 1933 году. Когда Ричарду исполняется пять лет, его семья переезжает жить в Англию. Все детство и юношество Ричард регулярно посещает свою родину — Италию.
Рисунок 1. Ричард Роджерс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Родной дядя Ричарда — Эрнесто Роджерс известный итальянский архитектор, повлиял на возникновение у мальчика интереса к архитектуре, особенно к итальянской архитектуре Ренессанса, что впоследствии сказалось на выборе профессии.
В 1955 году молодой человек поступает в одну из самых известных архитектурных школ Лондона Architectural Association, где учится у великих архитекторов XX века (Питер Смитсони Джеймс Стерлинг).
В 1959 году Ричард Роджерс заканчивает обучение в школе и покидает ее без диплома.
В 1961-1962 гг. продолжает образование в Иельском университете в США у Пола Рудолфа. Впечатляющая масштабность и высокие технологии строительных сооружений Америки отражается на взглядах молодого начинающего архитектора.
В 1963 году Ричард Роджерс возвращается в Британию, где с Норманом Фостером совместно с женами-архитекторами, организуют проектное бюро «Team 4».
Первая известность пришла для мастерской с проектом индивидуального жилого дома в Корнуолле.
Проект фабрики электроники компании «Reliance Controls Factory» в Суиндоне, Уилтшир, выполненный в стиле хай-тек, считающейся у исследователей первой полноценно реализованной постройкой в данном стиле, стал одной из многочисленных работ, вызвавших резонанс в архитектурной среде.
В 1970 году Ричард Роджерс сотрудничает с очень талантливым архитектором из Италии - Ренцо Пиано, что принесло Роджерсу мировую известность и славу. Архитекторы создают совместное бюро, которое через год побеждает в конкурсе на создание нового культурно-выставочного центра в Париже.
В 1977 году результатом творческого союза стал Центр Жоржа Помпиду — одно из самых эффектных и известных зданий XX столетия.
Одновременно с завершением строительства Центра Помпиду Ричард Роджерс создает сове собственное архитектурное бюро «Richard Rogers Partnership» в Лондоне.
В это время Роджерс уже считается довольно признанным мастером.
В 1986 году открывается созданное мастером здание штаб-квартиры страховой компании «Ллойдс» в Лондоне, вершина мастерства архитектора, не имеющая аналогов.
В 1999 году в свет выходит еще одна весьма неоднозначная постройка Роджерса - купол Тысячелетия (Лондон), представляющий собой подвесную конструкцию, диаметром 365 метров (Изображение 2). Архитектурное творение не обрело любви горожан, кроме того, затраты на проект не окупились, а это около 800 млн фунтов. Это очень масштабная конструкция, каркасом которой служат металлические мачты, покрытие сферы обеспечивается синтетическим материалом. Такой подход к проектированию, отличающийся последовательностью, критики назвали термином «бовеллизм» (от англ. «bowels» - «внутренности»), «здание наизнанку». С точки зрения практичности и функциональности здание оказалось мало полезным.
Рисунок 2. Купол Тысячелетия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время компания Роджерса носит название «Rogers Stirk Harbour + Partners», и имеет филиалы в Токио, Мадриде, Барселоне.
В 1991 году Ричард Роджерс получает от королевы Елизаветы II личное дворянство, а в 1996 году - пожизненный титул барона Риверсайдского и пэрство. В настоящее время Р. Роджерс является живой легендой мировой архитектуры и обладающий большим авторитетом общественным деятелем Великобритании.
Во всех своих работах Роджерс пропагандирует совершенство городской инфраструктуры, призванное служить во благо человеку. Наличие в инфраструктуре социального жилья, развитых общественных зон основные составляющие архитектурных представлений Роджерса, которым он уделяет большое значение в своих проектах.
Архитектурные премии и награды, которые свидетельствуют о мировом признании Роджерса:
- 1985 год - Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA)
- 1986 год - Орден Почетного легиона за заслуги перед Францией
- 1999 год - Приз Буннера Американской академии искусств
- 1999 год - Медаль Томаса Джефферсона
- 2000 год - Императорская премия Японской ассоциации искусства
- 2006 год - «Золотой лев» 10-й Венецианской Архитектурной биеннале
- 2006 и 2009 гг. - Дважды - премия Стерлинга
- 2007 год - «Оскар» архитектурного мира - Притцкеровская премия
Общественная деятельность Ричарда Роджерса и основные этапы его творчества
С 1981 года на протяжении 9 лет Роджерс возглавляет совет директоров галереи Тейт, работает над программами социального жилья.
1989 год публикует свою книгу «Архитектура: современный взгляд» о собственном представлении роли архитектора в современном мире, читает лекции, организует выступления.
В 1990-е годы Ричард Роджерс создает несколько публикаций, отражающих проблематику градостроительства, активно сотрудничает с правительством Великобритании, занимая пост главного советника по городской реконструкции.
С 1996 года является представителем интересов Лейбористской партии в палате лордов, выступает в парламенте с законодательными инициативами в подкрепление идеи социальной ответственности архитектора.
В 1997 году Ричард Роджерс выступает советником при двух мэрах в Лондне: Борисе Джонсоне и Кене Ливингстоне, благодаря чему в значительной степени увеличивается число музеев, арт-площадок, галерей, ресторанов.
В 2000-е годы Роджерс активно применяет на практике архитектурные принципы, отраженные в книге «Города для маленькой планеты».
В 2008 году мастерская Роджреса разрабатывает генеральный план для района Вуд-Форф в Лондоне.
В дальнейшем Ричард Роджерс активно увлекается реализацией собственных проектов. В проектных решениях архитектора удачно и эстетично сочетаются стекло и металл, а внутреннее пространство очень мобильно и свободно. Постройки лишены специальных декоративных элементов, основной упор делается на совершенство конструктивов. Приоритет принадлежит отельным элементам, за счет которых строение приобретает выразительность. В роли акцентирующего элемента выступает яркий цвет
Рисунок 3. Район социального жилья Оксли Вудс. Мильтон. Великобритания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для зданий архитектора не характерна типология, он универсальный мастер. В архитектурном творчестве Роджерса особое внимание принадлежит конструктивной логике хай-тека.
Основные этапы творчества:
- Торговый центр 1996–2000 Эшфорд, Великобритания
- Офисное здание «Бродвик Хаус» 1996–2002 Лондон, Великобритания
- Офисное здание Центрального телевидения Японии 1996–2004 Токио, Япония
- Научно-исследовательский центр «Амано» 1997–1999 Гифу, Япония
- 4-й Терминал аэропорта Барахос 1999–2005 Мадрид, Испания
- Дворец правосудия 1998–2005 Антверпен, Бельгия
- Национальная ассамблея Уэльса 1998–2005 Кардифф, Великобритания
- Офисное здание «Уотерсайд» 1999–2004 Лондон, Великобритания
- Винный завод 2004–2008 Пенафиель, Испания
- Офисное здание «Чинг Фу групп» 2005–2007 Каошинг, Тайвань
- Небоскреб «Лиденхолл» 2002–2011, 2014 Лондон, Великобритания
- Башня нового Всемирного торгового центра 2006–2011, 2015 Нью-Йорк, США
- Район социального жилья Оксли 2007–2010 Милтон Кинс, Великобритания
- Штаб-квартира BBVA Bancomer 2009-2016 Мехико, Мексика
- Новый выставочный корпус и хранилище Британского музея 2007–2009, 2014 Лондон, Великобритания
- Жилой комплекс «НЕО Бэнксайд» 2006-2012 Лондон, Великобритания
- Жилой дом Homeshell 2013 Лондон, Великобритания Сборный дом Y-Cube/ Pre-Fab Y-Cube 2014 Великобритания
- Новый общественный центр и станция скоростного трамвая 2008–2013 Скандиччи, Италия
- Мостик Up at the O2 над куполом Тысячелетия 2007–2012 Лондон, Великобритания.