За годы обучения студенты осваивают множество различных дисциплин, индивидуальная траектория обучения позволяет составить свой план развития и выбрать наиболее интересные и актуальные для своей сферы интересов знания. Каждая дисциплина обычно состоит из теоретической и практической частей, далее мы рассмотрим какие практические работы по архитектуре осуществляются в вузах.
Обучение архитектуре
Изучение архитектурных конструкций и других вопросов, связанных с объемно-планировочными решениями зданий и сооружений, может проводиться в разном формате:
- будущие конструкторы осваивают дисциплину в течение нескольких семестров, развивая пространственное мышление, изучая нормативы и требования к различным типам зданий и сооружений;
- будущие специалисты по организации строительного производства выполняют несколько курсовых проектов по дисциплинам «Производственное здание», «Здание из мелкоразмерных элементов». «Многоэтажный жилой дом»;
- будущие специалисты по проектированию инженерных сетей осваивают курс «Архитектурные конструкции» и «Основы архитектуры и строительных конструкций»;
- для будущих архитекторов изучение основ профессии начинается с «Введения в специальность» и разработки первых проектов, например, выставочного павильона либо детской площадки. С каждым годом проекты становятся все сложнее, обучение завершается после защиты дипломной работы.
Читающая архитектуру кафедра обычно обладает своим набором методических и учебных пособий, которые позволяют выстроить процесс обучения как на паре, так и для самостоятельной работы.
Рисунок 1. Студенты заняты выполнением практический заданий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Практические занятия по архитектуре
Выбор конкретных заданий для практики осуществляет преподаватель дисциплины. Интересные и увлекательные упражнения позволят закрепить пройденный в теоретической части материал и отработать необходимые навыки, к примеру:
- зарисовки с натуры памятников архитектуры, достопримечательностей города. Графическая часть может сопровождаться текстовой частью, в которой приводится анализ;
- зарисовки интерьера, отдельных архитектурных деталей, стаффажа, антуража;
- составление видовых картинок по маршруту, зарисовка отдельных видов, которые открываются прохожему, следующему по тому или иному пути;
- анализ истории отдельного здания;
- анализ половозрастной структуры посетителей отдельных мест;
- оценка сценариев поведения посетителей и зарисовка схем их передвижений;
- выполнение тематических фотоколлажей;
- анализ архитектуры и застройки отдельной улицы;
- оценка плотности застройки района или микрорайона, разработка предложений по реконструкции;
- анализ озеленённости района, разработка концепции озеленения или благоустройства отдельных участков;
- изучение деятельности архитектурных компаний города, описание новых объектов, их архитектуры;
- сюжетно-ролевые игры, в которых моделируются различные ситуации возникающие в процессе проектирования;
- квесты в аудитории, здании университета или городе.
Задания могут выполняться за 1 или 2 учебные пары, а могут растянуться на весь семестр, это зависит от количества часов и организации занятий. Большие проекты обычно начинаются с клаузуры, которая позволяет набросать первые решения, которые позже будут уточняться и обрастать деталями.
Клаузура – это набросок, первое видение объекта, концепция.
Практические работы по архитектуре обычно очень увлекают студентов, они стараются вложить в свои проекты как можно больше идей и получить хорошую оценку. Лучшие работы вывешиваются на экспозиции и с ними может ознакомиться каждый желающий, также лучшие работы участвуют в межвузовских студенческих конкурсах.
Для оценки практических работ используются различные методики, традиционная заключается в оценивании преподавателем, также используются публичные обсуждения, оценивание студентами работ друг друга, выбор лучшей работы. Выставленная оценка должна быть обоснованной.
Задания на развитие пространственного мышления, чувства вкуса, стиля, меры, общих знаний о городе и архитектуре направлены на формирование высококвалифицированного специалиста, который имеет не только широкий профессиональный кругозор, но и знает город в котором живет, его историю. Для архитектора важно уметь не только проектировать объекты согласно правилам и требованиям нормативов, но и создавать объекты, которые гармонично впишутся в окружающую среду, станут естественной частью городской застройки, а не чуждым ей элементом. Этого можно добиться только погружая студентов в среду, в которой позже будут вырастать здания, созданные по их проектам.