Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поиски национального стиля в русской архитектуре первой трети XIX века

Национальный стиль

Поиском национального стиля занимается каждая страна, но с разной степенью успешности. Национальный стиль может ярко проявляться в глобальных стилях, как это было в модерне, или может совсем исчезнуть в функционализме, который невосприимчив к культурным традициям и различиям.

Национальный стиль нужен каждой стране, он позволяет:

  • сохранить культурную идентичность;
  • воспитывать новое поколение в культурных традициях и кодах, свойственных этой стране, за счет того, что они транслируются на стенах зданий и сооружений;
  • создать условия для передачи знания от одного поколения к другому.

Главной угрозой для национального стиля стал глобализм, с его приходом границы между странами и различия в их культурах начали стираться. Стеклянный небоскреб может с одинаковой долей успешности стоять как в Шанхае, так и в Москве. Современная архитектура все дальше уходит от многовековых традиций, основанных на применении национального стиля, и следует глобальным тенденциям в развитии архитектуры.

В этой новой системе безликой окружающей застройки, которая лишь отражает все, что находится вокруг, но сама не несет никакой информации, умение понимать и расшифровывать архитектурные коды стремительно теряется. Молодежь, восхищаясь глобальной архитектурой, не воспринимает историческую застройку как ценность. Наследие прошлых эпох, которое богато деталями, элементами, атрибутами, символами требует долгой зрительной работы и хотя бы минимальных знаний истории. В условиях высокого темпа современной жизни эта интеллектуальная работа почти невозможна, мы проходим мимо зданий, не задумываясь о том, почему они выглядят именно так, к какому веку они относятся.

Сегодня вопросы национальной идентичности, субъектности и городской ментальности становятся особо актуальными. Архитектура создает среду в которой мы живем, влияет на нас, на наше восприятие, поведение. И чем меньше в окружающей нас застройке связей с национальными культурными традициями, тем дальше мы от формирования любви к этому месту

«Поиски национального стиля в русской архитектуре первой трети XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поиски национального стиля в русской архитектуре первой трети XIX века

Поиск национального стиля в каждой из стран сопровождался множеством условий и ограничений, накладываемых экономической, политической и культурной сферами.

В течение 19 века национальный вектор, заданный как «русский стиль», неоднократно менял свое направление.

В начале века наблюдается подъем интереса к национальной архитектуре, формируется псевдорусский или русский стиль, в котором мастера стремились стилизовать русское архитектурное наследие. Псевдорусский стиль не наследовал русскую архитектурную традицию, а был лишь искусной стилизацией

В целом в истории развития «русского стиля» выделяют три этапа:

  • русско-византийский стиль охватывает период с 1830 по 1860-е годы;
  • собственно русский стиль относится к периоду 1860-1880-е годы;
  • неорусский стиль относится к периоду 1880-1910 -е годы.

Русско-византйиский стиль вновь стал популярным в 19 веке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Русско-византйиский стиль вновь стал популярным в 19 веке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Русско-византийский стиль сформировался на фоне национального романтизма, который был свойственен Европе после победы над Наполеоном.

На фоне активной поддержки со стороны правительства процветают идеи православия, преемственности между Византией и Россией. В этот период в Москве был заложен Храм Христа Спасителя, архитектора К. А. Тона.

В церемонии закладки храма участвовал Император. Торжественная процессия прошла от Кремля к Воробьевым горам.

Русско-византийский стиль наиболее полно проявил себя в церковной архитектуре, в общественных и светских зданиях он использовался редко. Исключением является лишь Большой Кремлевский дворец К. Тона, в его фасадах Тон повторил обрамление окон Теремного дворца 17 века.

Русско-византийский стиль начала 19 века к его концу сменяется собственно русским стилем, в это время проводятся активные попытки исследовать национальную архитектуру и выявить ее закономерности.

Дата последнего обновления статьи: 02.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot