Национальный стиль
Поиском национального стиля занимается каждая страна, но с разной степенью успешности. Национальный стиль может ярко проявляться в глобальных стилях, как это было в модерне, или может совсем исчезнуть в функционализме, который невосприимчив к культурным традициям и различиям.
Национальный стиль нужен каждой стране, он позволяет:
- сохранить культурную идентичность;
- воспитывать новое поколение в культурных традициях и кодах, свойственных этой стране, за счет того, что они транслируются на стенах зданий и сооружений;
- создать условия для передачи знания от одного поколения к другому.
Главной угрозой для национального стиля стал глобализм, с его приходом границы между странами и различия в их культурах начали стираться. Стеклянный небоскреб может с одинаковой долей успешности стоять как в Шанхае, так и в Москве. Современная архитектура все дальше уходит от многовековых традиций, основанных на применении национального стиля, и следует глобальным тенденциям в развитии архитектуры.
В этой новой системе безликой окружающей застройки, которая лишь отражает все, что находится вокруг, но сама не несет никакой информации, умение понимать и расшифровывать архитектурные коды стремительно теряется. Молодежь, восхищаясь глобальной архитектурой, не воспринимает историческую застройку как ценность. Наследие прошлых эпох, которое богато деталями, элементами, атрибутами, символами требует долгой зрительной работы и хотя бы минимальных знаний истории. В условиях высокого темпа современной жизни эта интеллектуальная работа почти невозможна, мы проходим мимо зданий, не задумываясь о том, почему они выглядят именно так, к какому веку они относятся.
Сегодня вопросы национальной идентичности, субъектности и городской ментальности становятся особо актуальными. Архитектура создает среду в которой мы живем, влияет на нас, на наше восприятие, поведение. И чем меньше в окружающей нас застройке связей с национальными культурными традициями, тем дальше мы от формирования любви к этому месту
Поиски национального стиля в русской архитектуре первой трети XIX века
Поиск национального стиля в каждой из стран сопровождался множеством условий и ограничений, накладываемых экономической, политической и культурной сферами.
В течение 19 века национальный вектор, заданный как «русский стиль», неоднократно менял свое направление.
В начале века наблюдается подъем интереса к национальной архитектуре, формируется псевдорусский или русский стиль, в котором мастера стремились стилизовать русское архитектурное наследие. Псевдорусский стиль не наследовал русскую архитектурную традицию, а был лишь искусной стилизацией
В целом в истории развития «русского стиля» выделяют три этапа:
- русско-византийский стиль охватывает период с 1830 по 1860-е годы;
- собственно русский стиль относится к периоду 1860-1880-е годы;
- неорусский стиль относится к периоду 1880-1910 -е годы.
Рисунок 1. Русско-византйиский стиль вновь стал популярным в 19 веке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Русско-византийский стиль сформировался на фоне национального романтизма, который был свойственен Европе после победы над Наполеоном.
На фоне активной поддержки со стороны правительства процветают идеи православия, преемственности между Византией и Россией. В этот период в Москве был заложен Храм Христа Спасителя, архитектора К. А. Тона.
В церемонии закладки храма участвовал Император. Торжественная процессия прошла от Кремля к Воробьевым горам.
Русско-византийский стиль наиболее полно проявил себя в церковной архитектуре, в общественных и светских зданиях он использовался редко. Исключением является лишь Большой Кремлевский дворец К. Тона, в его фасадах Тон повторил обрамление окон Теремного дворца 17 века.
Русско-византийский стиль начала 19 века к его концу сменяется собственно русским стилем, в это время проводятся активные попытки исследовать национальную архитектуру и выявить ее закономерности.