Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура второй половины XIX века в России

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил.

Замечание 1

Вторая половина XIX века в России - время, которое отдано эклектике, а именно смешению исторических стилей.

Возведение зданий происходило в ренессансном, готическом или мавританском стиле, путем копирования архитектурных форм или деталей фасадов, сочетая сразу несколько стилей, либо использование только одного из нескольких. Характерным примером постройки в одном «вкусе» является дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге (А.И. Резанов), построенный в 1867-1871 гг в стиле итальянского палаццо с одновременным использованием в отделке внутреннего убранства тем рококо, классицизма и элементов «русского стиля».

Дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

В художественном отношении архитектура того времени оценивалась как архитектура упадка.

Архитекторы материально зависели от частных предпринимателей, что свело практически к нулю осуществление крупномасштабных проектов. Основным заказчиком выступала русская буржуазия.

На 30-40 гг XIX века приходится постепенная утрата ясности и простоты архитектурного художественного образа, что привело к неизбежной потере единства стиля, к господству эклектики. Рациональная планировка сооружений того периода активно маскировалась архаичностью. Ограниченность по объему этих форм приводила к применению их в архитектурных сооружениях, в независимости от их прямого назначения. Оформление современных зданий декоративными элементами из русского зодчества обладало эклектическим, поверхностным характером, что усиливало противоречивость.

«Архитектура второй половины XIX века в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Государственное строительство, грамотно продуманные в архитектурном смысле застройки уступили место сокращению строительства государственных объектов и увеличению числа частных построек.

Качество архитектурных ансамблей с точки зрения их эстетичности и плановости оттеснялось на второй план, либо вовсе игнорировалось. В итоге городские территории развитого капитализма выглядели как хаотичные застройки, что несомненно наложило отпечаток на городской облик. Масштабы сооружений характеризовались несогласованностью и диспропорцией, пышный центр резко контрастировал с убожеством окраин.

Фабричные и заводские комплексы были своеобразными уродующими конструкциями для городского облика. Стремление архитекторов того времени придать таким сооружениям стиля путем включения в облик случайного орнамента в кирпиче, не давало нужного эффекта.

Решения, которые искали архитекторы в декоративных формах прошлого именуется историзмом или, как сказано выше, эклектикой. Исследователи замечали, что данное направление было реакцией на зависимость от традиций классицизма. Период историзма приходится на 1830 - 1900 годы.

Этапы историзма (эклектизма) в архитектуре России

  • готический историзм (1830-1860);
  • ренессанс, барокко, рококо (1840-1870);
  • русский стиль.

Первый этап историзма ознаменовал себя увлечением готикой - в Петергофе был возведен коттедж А. Менелеса, в стиле «неоготика» - церковь в Парголове архитектора А.П. Брюлова. Особо ярко «неоготика» проявила себя в меблировке, интерьерных решениях Зимнего дворца. В Новом Петергофе — царские конюшни и вокзал Н.Л. Бенуа. «Помпейская» и греко-эллинистическая архитектура представлена Царицыным павильоном в Петергофе архитектора А. Штакеншнейдера, и Новым Эрмитажем в Петербуге Л. Кленце.

Небольшая часть интерьеров Зимнего дворца, пострадавшая в пожаре 1837 года была выполнена в стиле «неоренессанса» и «необарокко» архитектором А. Брюлловым. А. Штакеншнейдер построил в «необарокко» дворец княгини Белосельской-Белозерской на Невском проспекте у Аничкова дворца. Он же в стиле «неоренессанс» запроектировал Николаевский дворец. Мавританские и Египетские мотивы были воплощены в проектах домов княгини Мурузи, архитектором А. Серебряковым, и в Египетских воротах А. Менепаса в Царском Селе, соответственно. На тему русского зодчества стилизированны работы К. Тона, как например Большой Кремлевский дворец. Каждый архитектор того времени старался выразить образы эклектизма по своему.

На втором этапе историзма (70-80-е годы) в архитектуре вовсе исчезают классицистические традиции. Каркасные металлические конструкции и покрытия вызывают к жизни рациональную архитектуру с новыми конструктивными и функциональными концепциями. В связи с появлением совершенно новых типов зданий, функциональность и целесообразность встала во главу стиля. Появились новые по назначению сооружения: выставочные залы, банки, больницы, вокзалы и т. д.

«Русский стиль» захватывает умы архитекторов.

Этапы «русского стиля» в архитектуре России

  • русско-византийский;
  • ропетовский;
  • неорусский.

Русско-византийский этап ярко выражен в творчестве К. Тона (храм Христа Спасителя в Москве, 1839-1883, разрушен в 1931, восстановлен в 1998 г.)

Ропетовский стиль унаследовал свое наименование по псевдониму архитектора И.П. Петрова-Ропет, до этого разрабатывался профессором Академии художеств А.М. Горностаевым. На этапе данного стиля становятся модными шатровые завершения, декоры в виде узоров - «мраморные полотенца и кирпичная вышивка» - так названы мотивы в современности. Типичными образцами данного стиля являются: Храм Воскресения на крови А.А. Парланда в Петербурге, в Москве: здание Исторического музея А.А. Семенова и В.О. Шервуда, здание Городской думы (Д.Н. Чичагов), здание Верхних торговых рядов А.Н. Померанцева. Представленные примеры зданий обладают вполне современной планировкой интерьеров, которая никак не соотносится с фасадом, выполненном в подражательном стилистике древнерусской архитетуры. Это произошло по причине того, что И. Ропет и В. Гартман взяли за основу русское деревянное зодчество.

Храм Воскресения на крови в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Храм Воскресения на крови в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Третий этап «русского стиля» – «неорусский». Является предшественником модерна и несет в себе российский вариант национального романтизма. Первая постройка стиля — церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882).

При всем недостатке художественных достоинств архитектуры второй половины XIX века, период обладал важной миссией для постановки новых задач и поиска новых стилей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot