Сегодня города проектируются согласно идеям функционализма, и прерогатива при разработке генпланов отдается транспорту, а не пешеходу. Улицы, мосты и бульвары должны быть широкими настолько, чтобы вместить весь транспортный поток большого города, но до сих пор остаются места, где в первую очередь планировщики ориентируются на масштаб человека, это пешеходные улицы и мосты, о них и поговорим далее.
Виды пешеходных мостов
Мост как объект, который и связывает, и разделяет, стал предметом рассмотрения многих архитекторов-теоретиков. Пешеходные мосты в городской среде — это необходимый элемент, без которого сложно выстроить связную инфраструктуру.
Мосты классифицируются по следующим признакам:
- по местонахождению выделяют пригородные, городские и парковые мосты;
- по виду преодолеваемого препятствия выделяют мосты через естественные (водные объекты, овраги) и через искусственные (железнодорожные пути, транспортные развязки) преграды;
- по сроку эксплуатации мосты бывают постоянные и временные.
Также мосты различаются по материалу, из которого они возведены и по конструктивной схеме.
Пешеходные мосты могут являться частью путепровода или размещаться самостоятельно.
В зависимости от препятствия мост может размещаться на разных уровнях, если препятствие расположено низко, то мост располагается на уровне земли. Если препятствие имеет недостаточно пониженный уровень, то выполняют небольшой подъем. Большой и высокий подъем позволяет обеспечить необходимые для проезда габариты.
Мост – это инженерное дорожное сооружение, построенное над препятствием.
Рисунок 1. Пешеходный мост. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конструкции, из которых состоит пешеходный мост
Для пешеходных мостов применяют те же элементы, что и для других типов мостов, отличаться будут лишь показатели по нагрузке и соответственно размеры элементов.
К основным конструктивным элементам относятся:
- устои моста;
- опоры моста;
- пролетное строение;
- лестницы;
- ограждение лестниц.
В целом пешеходные мосты имеют меньшие габариты по сравнению с железнодорожными или автомобильными мостами, в них стараются избегать сложных подходов и развязок. Значимой характеристикой является ширина моста, она должна соответствовать потребностям и обеспечивать свободное движение людского потока.
При проектировании учитывается устойчивость максимального потока, плотность и скорость движения, необходимое число полос.
Ширина одной полосы составляет 65—75 сантиметров, такая ширина позволяет обеспечить пропускную способность в 30-50 человек в минуту. Но поскольку движение должно быть организовано в обе стороны, то пешеходные мосты делают шириной не менее 3 полос, то есть не менее 2,15 м. Важно также выдержать значение поперечного и продольного уклона.
Мосты, размещающиеся в городе, должны обладать и эстетической привлекательностью, применяют различные композиционные приемы, позволяющие гармонично вписать этот элемент в среду. Криволинейные формы, плавные и спокойные линии позволяют создать не только объект, выполняющий утилитарную функцию, но и создать пространство для отдыха и созерцания. Такой мост может стать ядром и лавной достопримечательностью района, центром притяжения для жителей и туристов.
Рисунок 2. Мост мира в Тбилиси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При проектировании моста всегда оцениваются альтернативные варианты организации маршрута, в частности возможности для организации подземного перехода. В большинстве случаев пешеходный мост имеет больше плюсов, он не требует круглосуточного освещения, возводится быстрее и дешевле, в меньшей степени ограничивает движение транспорта и экономичен в дальнейшей эксплуатации. К минусам пешеходных мостов можно отнести затруднённую эксплуатацию в непогоду (дождь и снег), большая высота моста, если необходимо пересечь трассу или дорогу.
Пешеходный мост — это объект, который должен выполнять одну обязательную функцию, создавать возможность для преодоления препятствия. Но это не значит, что его концепция на этом должна заканчиваться - пространство моста можно использовать для рекреации, разместить на нем лавочки и зоны отдыха, посадить растения и кустарники, возвести несколько патио. И тогда из скучного объекта, возведенного для непрерывного транзита, мост превратится в уникальный объект, который станет достойной частью местной инфраструктуры.