Засоленные грунты
При проектировании любого объекта оцениваются исходные данные, в том числе данные о геологии участка строительства.
Согласно определению, к засоленным относятся грунты, в которых содержаться легкорастворимые соли в количестве более 0,1-0,3 процента. Сам процесс накопления солей называется засолением грунта. Такой грунт не может использоваться для земледелия.
Чаще всего засоленные грунты встречаются в пустынных и полупустынных районах. С точки зрения строительства засоленные грунты отличаются тем, что в них развиваются суффозионные осадки, которые появляются вследствие выщелачивания солей. Как следствие этого процесса возникают неравномерные деформации грунта. Также важно помнить о том, что соль повышает агрессивность подземных вод, коррозионную активность грунта по отношению к металлическим конструкциям и бетону.
Причин засоления также достаточно много, это могут быть:
- результат деятельности человека;
- климатические факторы;
- геолого-гидрологические факторы;
- геоморфологические факторы.
Сами соли в исследуемых образцах могут быть представлены отдельными кристаллами, друзами или содержаться в поровых водах.
Самыми распространенными типами засоленных грунтов являются солонцы и солончаки и такырные грунты. В солончаках велика концентрация легкорастворимых солей, они в основном сформируются на низменностях, берегах и дельтах. По типологии солончаки бывают пухлыми, мокрыми или корковыми.
В отличие солончаков, солонцы залегают на возвышенностях, в сухом виде отличаются твердостью, а при намокании превращаются в пластичный материал.
Друза – это совокупность сросшихся между собой кристаллов на общем основании. Они встречаются в магматических, осадочных, метаморфических породах и характерны для многих минералов.
Рисунок 1. Фотография сильнозасоленного грунта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности проектирования основных элементов автомобильной дороги на засоленных грунтах
Если на участке расположены засоленные грунты, то их главными характеристиками будут:
- степень засоленности грунта;
- данные о суффозионном сжатии, абсолютном и относительном;
- степень выщелачивания солей;
- данные и о начальном давлении суффозионного сжатия.
Главной задачей специалиста является определение неравномерной осадки и предупреждение коррозии конструкций, которые могут возникнуть в процессе строительства эксплуатации. На основании этой оценки делается вывод о пригодности грунта для дорожного или капитального строительства.
При дорожном строительстве на засоленных грунтах важно помнить о том, что соли влияют на водоустойчивость земляного полотна. Решение о пригодности грунта принимается на основе выявления массовой доли засоления (хлоридное, сульфатно-хлоридное, сульфатное, содовое) и климатического района.
Одним из способов борьбы с недостатками засоленного грунта является предотвращение избыточного засоления верхних слоев насыпи путем установки капилляропрерывающей прослойки из гравия.
Крутизна откоса будет зависеть от высоты насыпи и характеристик грунта. Если высота насыпи меньше двух метров, то крутизна принимается как один к трем. Если насыпь имеет большую высоту или выполняется из привозного грунта, то крутизна откосов составляет 1 к 1,5 для слабозасоленных и 1 к 2 для сильнозасоленных грунтов.
Продольные лотки в конструкции дороги служат для лучшего отвода воды. Если отвод воды не обеспечен, то выполняют бермы между подошвой и резервом.
Рисунок 2. Грунтовая дорога ведет к засоленным грунтам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Земляные работы на засоленных грунтах начинают выполнять в тот период, когда влажность грунтов является оптимальной. На глинистых солончаках это лето и начало осени, а на песчаных солончаках – весна и начало лета.
При близком залегании грунтовых вод к поверхности рассматривают возможности возведения насыпей из привозного грунта. Для перемещения привозного или разработанного грунта используют бульдозеры или грейдеры. Грейдеры-элеваторы применяются в тех случаях, когда грунтовые воды расположены не менее чем в одном метре от поверхности.
Насыпь формируется сначала с превышением рабочей отметки и бульдозерами разравнивается на полную ширину с уплотнением.