Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура Риги

Преображение Риги-крепости

Рига во второй половине 19 века была центром Лифляндской губернии и переживала свое перерождение. Она превращалась из города-крепости средневековья в крупный торгово-промышленный, а также культурный центр Прибалтики. За полвека население Риги увеличилось во много раз. Если еще в 1840 году в Риге проживало примерно шестьдесят тысяч человек, то в 1897 году эта цифра перевалила за 282 000, а к 1913 году достигла более 517 000 человек.

Рига в 19 веке представляла собой крепость, в которой к историческому центру города, окруженному серьезной системой оборонительных сооружений, состоящей из бастионов, земельных валов, рвов заполненных водой. С северо-запада к ней примыкала крепость-цитадель, где располагались только военные сооружения. Согласно фортификационным правилам, в середине этого ядра запрещалось строить, а это заметно тормозило развитие Риги в плане территорий. Ситуацию скорректировал императорский указ, изданный в 1856 году гласивший ликвидировать крепости, срыть валы и снять запрет на строительство многоэтажных каменных зданий в предместьях. В итоге Старую Ригу окружил прекрасный архитектурный ансамбль в виде полукольца зелёных бульваров на протяжении городского канала.

Старая Рига. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Старая Рига. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В середине 19 века в Ригу профессионалы-архитекторы приезжали преимущественно из Санкт-Петербурга или зарубежья. В конце 19 века эта ситуация была переломлена и начали работать преимущественно местные зодчие, которые получили образование по специальности в Рижском политехническом институте. Институт был основан в 1862 году и стал одним из первых технических институтов России. Архитектурный факультет при институте сделал центром архитектурного образования. Выпускники рижского архитектурного факультета задавали тон в строительстве во всей России.

В Риге до 1878 года строительством заведовал Кеммерейный суд. Им было аккредитовано только пятнадцать архитекторов. Это были выпускники учебных заведений Санкт-Петербурга и Берлина. Но уже в середине девяностых годов практиковали сорок зодчих, при этом двадцать пять из них были выпускники Рижского политехнического института, а в начале двадцатого века их было семьдесят, при этом пятьдесят шесть получили рижское образование.

«Архитектура Риги» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Модерн в архитектуру Риги пришел только в самом конце 19 века, постепенно сменяя эклектизм. Рижане были достаточно осведомлены о всех новых веяниях в культурной жизни Европы, России, США. Некоторые рижские архитекторы-немцы совершенствовали свой профессионализм в Берлине, Дрездене, Штутгарте, проходили стажировку в Вене, Хельсинки, Париже. С этим связано то, что архитектура Риги претерпела заметное влияние австрийской и немецкой школ. Влияли на архитектуру и финны, ярко это прослеживается в формальном течении рижского модерна — в национальном романтизме.

Эклектизм и модерн

Эклектизм, господствовавший в тот период, не желал сдавать свои позиции, и эклектичные каменные здания строились в Риге еще до 1905 года. В деревянном зодчестве эклектизм оказался ещё более устойчив. На страницах профессиональных изданий и журналов разворачивались активные споры на тему новомодного стиля. Модерн, конечно, очень стремительно набирал популярность, но образовалась оппозиция, которая считала его извращением, стилем каракулей, ленточных червей.

Но суть «нового искусства» заключалась совсем не в декоре, а в качественно новой связи между утилитарным назначением сооружений их художественным решением. В эклектической архитектуре внутреннее пространство было подчинено внешней форме. Модерн же при формировании архитектурного облика здания делал ставку на функциональное назначение всех внутренних помещений. Проекты зданий в духе эклектизма нуждались во фронтальной композиции, соблюдении симметрии, разделении фасадов на главный фасад и задний. У модерна была иная задача: достижение удобной, целесообразной планировки, рациональной группировки помещений с учётом функциональных связей. Так исчезла симметрия и границы между парадной и задней зоной, фасады стали равноценными.

Самобытный Эйзенштейн

Замечание 1

Одним из наиболее самобытных архитекторов рижского модерна являлся Михаил Эйзенштейн. Он очень любил всякие украшать. Его дома невозможно перепутать ни с чем.

По чертежам Эйзенштейна в Риге построили до двадцати доходных многоэтажных домов. Здание 13 на улице Альберта Эйзенштейн спроектировал в самый разгар русско-японской войны, оно ярко передаёт беспокойство и трагичность мироощущений архитектора. Фасады его доходных домов представляют собой неожиданные и поразительные формы и элементы орнаментальной, декоративной пластики, очень насыщенный набор элементов. Например, на фасаде дома по адресу Элизабетес 33 элементы модерна прекрасно сочетаются с ренессансом, с мотивами романской архитектуры, барокко и классицизмом. Тысячелетняя история архитектуры представлена Эйзенштейном в одном строении. У Михаила Осиповича львы, крылатые чудовища, сфинксы, обнажённые женские фигуры переплетались на фасадах зданий.

Здание, построенное по проекту Эйзенштейна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Здание, построенное по проекту Эйзенштейна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важную роль он отводил отделочным материалам и архитектурным элементам:

  • балконам,
  • эркерам,
  • ложным этажам,
  • окнам необычной конфигурации.

Рационализм в рижской архитектуре

Очевидно, что развитие архитектуры в направлении совершенно излишнего декоративизма Эйзенштейна — вариант тупиковый. И уже, начиная с 1907 года, новые здания в Риге больше не возводились с чрезмерным украшательством. Большинство архитекторов начали искать рациональную удобную планировку. Взаимодействие рационалистических тенденций с романтикой исторических форм, прослеживается ярко в творчестве Вильгельма Бокслафа.

Наиболее значительной его работой является сооружение бывшего Коммерческого училища Биржевого комитета. Снаружи роскошная готическая форма сочетается с рациональным, продуманным, функционально обоснованным, асимметрично построенным планом. Бокслаф использовал в этом здании новый принцип планирования - центростремительный. Все внутренние помещения устремляются к центру, композиционной доминанте, в качестве которой выступает парадная лестница.

Замечание 2

Следует отметить, что рижский югендстиль — это явление уникальное. По Риге можно бродить целыми днями и разглядывать элементы экспрессивного, динамичного декора и простотой форм зданий.

Дата последнего обновления статьи: 28.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot