Классицизм в России пришел на смену барокко, существование которого растянулось почти на шестьдесят лет.
Русский классицизм
Эпоха классицизма в России сменяет столь яркий и выразительный период барокко, парадный облик Санкт-Петербурга начали формировать по новым законам красоты и гармонии. В России началом нового стиля считается приход к власти Екатерины II, которая сменила обер-архитектора и отстранила Растрелли. Классицизм также как и барокко был заимствован у европейских стран, но развивался силами не только иностранных, но и русских архитекторов, выходцев из Академии художеств.
Мировоззрение, которое уже сформировалось к середине века под влиянием масштабных реформ Петра I, вполне соответствовало эстетике классицизма, в моде была античность и господствовало стремление создать абсолютистское государство просвещенной монархии.
Классицизм стал господствующим стилем для любых построек, как для загородных, так и городских, как для казенных, так и для общественных зданий. Новые объекту отличались:
- простотой и геометричностью форм;
- рациональный подход к декорированию и украшениям;
- строгость в отделке;
- отсутствие излишеств;
- следованием одним канонам.
Яркими представителями классицизма в России были Ю. Фельтен, В. Баженова, М. Казаков, И. Старов, Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов и А. Ринальди.
Рисунок 1. Национальные черты русского классицизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Национальные особенности русского классицизма
Одной из главных национальных особенностей в развитии архитектуры в России является строгая взаимосвязь с личностью императора или императрицы. Поэтому принципы классицизм в России делятся на три продолжительных периода:
- ранний классицизм при Екатерине II;
- строгий классицизм при Екатерине II;
- классицизм при Александре I.
Одним из первых зданий в стиле классицизма стала здание Академии художеств, альма-матер многих известных архитекторов, художников, скульпторов 18,19, 20 века. Здание было строено по проекту Валлен-Деламота и Кокорина к 1778 году, строительство заняло 14 лет, в его форме окон и отделке еще заметно влияние барокко, но в целом оно больше соответствует эстетике классицизма. Одним из самых плодовитых творцов классицизма в России являлся Антонио Ринальди, по его проекту был построен Мраморный дворец и многие другие знаковые объекты.
Василию Баженову принадлежат проекту дома Пашкова, Михайловский замок, дом Юшкова, а также церкви в Быкове, в Виноградове, в Михалкове, Стоянове. Баженов обучался заграницей поэтому был хорошо знаком с классицизмом.
Помощник Баженова, а в будущем самостоятельный архитектор Михаил Казаков, вместе со своим учителем занимался реконструкцией и перепланировкой Большого Кремлевского дворца. Несмотря на то, что у него не было архитектурного образования Казаков стал одним из самых ярких представителей классицизма, ему принадлежит проект Сената в Кремле, Голицынская больница, Петровский путевой дворец, дома и усадьбы.
К иностранным архитекторам, которые создавали свои проекты в России относятся Джакомо Кваренги (Институт благородных девиц, Академия наук в Санкт-Петербурге), Винченцо Бренна (Михайловский замок, дворцы в Гатчине и Павловске), Чарльз Камерон (Павловский ансамбль, Камеронова галерея).
Рисунок 2. Черты классицизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Палладианство в Россию одним из первых привез Чарльз Камерон, этот британский архитектор прибыл в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II, после того как она ознакомилась с его книгой. В 1779 году, молодой архитектор, еще не имевший большого практического опыта, приезжает в Россию, его отец к этому моменту был разорен и Камерон был рад такой возможности. В России он создал одно из самых известных своих произведений – галерею, представляющую собой легкую греческую колоннаду, которая установлена на стилизованном под руины подиуме
Ранний русский классицизм отличает совмещение классических форм и барочного декора. Зрелый классицизм выражается в рациональности композиции, отсутствии посторонних элементов, стремлении к античным идеалам формы и гармонии.
Поздний классицизм, который часто включает в себя и ампир совмещает приемы пространственно-живописной композиции, палладианские мотивы и национальный романтизм.