Московское барокко
Вторая половина 17 века многими историками обозначается как фаза наивысшего расцвета каменной архитектуры в России.
Развитию архитектуры в 17 веке способствовало улучшение экономического положения купцов и помещиков. Возросший уровень их достатка позволял им возводить каменные дома, для которых они выбирали стиль барокко.
Хорошо известно, что русская каменная архитектура наследовала традиции архитектуры деревянной. Многие постройки продолжали воспроизводить отдельные клети, но уже в камне. Но одновременно возникла тенденция к созданию других проектов, имеющих единый план, а не отдельные клети, крытые разными крышами.
Новые дома состояли из сеней и двух жилых комнат, располагавшихся по обе стороны от входа. Большое значение уделялось убранству входной группы, крыльцу.
В этот период обмирщение затрагивает все стороны культуры. Вторая половина 17 века характеризуется большим вниманием к общественной жизни и человеческой личности. Одновременно с этим патриарх Никон издает закон по которому запрещается строительство шатровых храмов как не соответствующих каноническим правилам, с этого времени возводятся только пятиглавые церкви.
Шатровая церковь – это церковь, которая вместе традиционного завершения в форме купола имеет завершение в форме шатра,
Патриарх стремится закрепить главенствующую роль церкви, и поэтому каждая новая культовая постройка соперничает по величине и размаху со светской архитектурой. Одним из самых действенных инструментов в этом соревновании стало барокко. Его яркий пример - комплекс Ново-Иерусалимского монастыря, в нем использовались многоцветные изразцы, которые усиливали декоративность здания.
Временные рамки стиля московское барокко охватывают период с 1680 до первых десяти лет 18 века. Угасание московского барокко было связано с переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург и запретом на каменное строительство в других городах. В московском барокко было несколько внутристилевых течений:
- строгановский стиль, который проявился в проектах, заказанных промышленником Строгановым;
- нарышкинский стиль, проявившийся в имениях рода Нарышкиных;
- голицинских стиль, проявивший себя в двух церквях, построенных по заказу князей Голициных;
- прозоровский стиль, проявивший себя в группе церквей, построенных по заказу князя Прозоровского.
Рисунок 1. Пример нарышкинского барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Московское зодчество второй половины XVII века
Одними из первых построек в стиле московского барокко считаются постройки в имениях Нарышкиных. Этот род имел высокое положение при дворе, Наталья Нарышкина была матерью Петра I. В имениях семьи были возведены многоярусные кирпичные церкви с яркими белокаменными элементами. Церковь Покрова в Филях и церковь Троицы являются первыми постройками в стиле московского барокко. Им свойственна симметричность, пышность убранства, пропорциональность.
Переход от нарышкинского к петровскому барокко заметен в церкви Иоанна Воина на Якиманке.
Перечислим и другие объекты, относившиеся к этому стилю:
- комплекс Новодевичьего монастыря;
- комплекс зданий Донского монастыря;
- Крутицкое подворье;
- Меньшикова башня;
- Сухаревская башня;
- церковь Бориса и Глеба в Зюзине.
- храм Воскресения Христова в Кадашах;
- Спасская церковь в Уборах.
В Санкт-Петербурге московское барокко не получило возможностей для развития, но нельзя отрицать характерную преемственность петровского барокко. Московское барокко распространилось за пределы столицы, но, конечно, наиболее сильно отразилось именно на облике Москвы. Оно оказалось той связующей нитью между архитектурой многовековой Москвы и архитектурой новой столицы. Осмысление московского барокко придет позже, когда в период правления Елизаветы Петровны, итальянец Бартоломео Растрелли соединит в своих постройках черты московских барочных зданий и итальянского барокко.
В Рязанской области находится два объекта в стиле московского барокко - Успенский собор Рязанского Кремля и Надвратная церковь Иоанна Предтечи.
Архитекторами, которые работали в стиле, московское барокко, являются Осип Старцев, Иван Зарудный, Михаил Чоглоков, Яков Бухвостов. Несмотря на краткость своего существования московское барокко стало важной ступенью развития отечественной архитектуры и подарило нам много уникальных зданий.