Небольшие кварталы, их которых складывается район, а потом и город присутствуют как в российских городах, так и за рубежом. Нью-Йорк, Париж, Барселона, так же как Тюмень, Екатеринбург или Новосибирск состоят из жилых кварталов. Где-то они видны лучше, а где-то хуже.
Квартальный тип застройки
История квартальной застройки начинается еще в Античности. Прямые улицы обладали лучшей просматриваемостью и лучшей циркуляцией воздуха. Такой город мог называться более здоровым.
Взглянув на планы исторических городов мы всегда с легкостью определяем исторический центр, он имеет очень плотную, стесненную застройку, зачастую кривые, витиеватые улочки. Это уплотнение стало результатом роста в стесненных условиях, так как город был долго ограничен крепостной стеной, которая сдерживала его экспансию. Но ни одни городские стены не смогли остановить городское развитие, город разрастался, стены перестраивались, и все начиналось снова.
Сегодня нам не нужны стены, чтобы обезопасить города от неприятеля, как это было в древности, да и возвести настолько большие фортификационные сооружения вряд ли кто-то в силах. Города сегодня развиваются из других принципов, они должны быть эффективными, комфортными, легко меняться и обладать собственным стилем.
Квартальная застройка работает на все эти цели:
- прямые улицы хорошо просматриваются, по ним легко организовать движение любого вида транспорта;
- перемещаться по прямым улицам можно с высокой скоростью, основные магистрали имеют большую ширину;
- кварталы делят город на блоки, каждый из блоков обладает некоторой самостоятельностью, он может быть занят административными или жилыми зданиями, группой домов, но этот элемент будет частью целого. Меняя один блок, мы влияем и на окружение.
Квартальная застройка сегодня продолжает лидировать среди всех вариантов.
Рисунок 1. Квартальный тип застройки применен во многих исторических городах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Достоинства квартального типа застройки
При проектировании современных жилых комплексов проектировщики продолжают использовать квартальный тип застройки по ряду причин:
- удобство деления на блоки. Один квартал является самостоятельной единицей, которую можно наполнить зданиями различного функционально назначения. Это могут комплексы жилых здания с коммерческими помещениями на первых этажах, или же гигант- административные здания, занимающие целый блок;
- удобство для пешеходов. Ориентация ведется по вполне понятной структуре блоков, которые объединены в район. Перемещаться между блоками можно по главным улицам или с помощью небольших переходов между блоками;
- удобство организации внутри блока. Выбирая квартальный тип застройки для жилого комплекса мы легко можем создать двор без машин, оградить жителей дома от лишних посетителей, не выстраивая дополнительных заборов. По границам улиц стоят жилые здания, формирующие каркас квартала, они же формируют внутреннее пространство двора. Для пожарных машин доступ к помещениям двора все же должен остаться, поэтому проектируют специальные пути, по которым машина может попасть внутрь двора в экстренных ситуациях. При квартальном типе застройке проще создавать интересные для пешеходов маршруты. На их пути будут попадаться вывески магазинов, малые архитектурные формы, кафе и рестораны. Мега-здания со скучными фасадами длиной в десятки метров при таком варианте исключаются.
В Нью-Йорке была введена своя система кварталов, вся территория была поделена на равные участки размеров 76 на 274 метра. Эта система сохранилась и сейчас. В одинаковых по размеру кварталах размещаются банки, небоскребы, жилые дома.
Рисунок 2. Пример современного квартала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Квартальный тип застройки позволяет сформировать единообразную сомасштабную архитектуру. Опять же в силу расположения в таком случае нельзя сделать жилые дома повышенной этажности, они перекроют весь свет, который должен попасть во двор и другие квартиры, что подводит нас к тому, что в качестве основы выбираются дома малой и средней этажности. Сбалансированность застройки напрямую влияет на жизнь квартала и микрорайона, который не настолько перенаселен, чтобы это доставляло дискомфорт, а с другой стороны в нем достаточно людей, чтобы поддерживать стоимость обслуживания на приемлемом уровне и поддерживать коммерцию на первых этажах.