Дворец Советов
Одним из самых масштабных архитектурных конкурсов, проводившихся в советское время был конкурс на проектирование Дворца Советов. Однако этот грандиозный проект так и не был осуществлен, тем не менее история этого нереализованного проекта увлекательна сама по себе.
Впервые идея о создании такого объекта как Дворец Советов прозвучала в 1922 году из уст Кирова, он говорил в своей речи о просторном здании, в котором разместились бы органы власти, а архитектура этого объекта прославляла бы могущество страны Советов и торжество коммунизма. Новый памятник должен бы стать демонстрацией силы, ответом на незаданный вопрос о том, что такое новая советская Россия. В своей речи Киров предлагал построить этот дворец на месте дворцов банкиров, помещиков и царей. Но советские архитекторы предложили не менее радикальную идею – построить дворец на месте храма Христа Спасителя. Стоит отдельно упомянуть, что здание этого храма было построено в 1860 году по проекту Константина Тона в русско-византийском стиле.
В Советском Союзе применялась система конкурсов, позволяющая провести соревнование открыто и честно. Конкурс на проектирование дворца советов проводился в несколько стадий:
- закрытый конкурс в начале 1931 года имел предварительный характер. Председательствовал в комиссии Г. Кржижановский, один из деятелей революционного движения. В качестве требований к проектам указывалась необходимость обустройства двух залов, во внешнем облике которых должно быть очевидно торжество социализма. Были установлены экстремальные сроки, новый Дворец был быть возведен в декабрю 1932 и отделан в 1933. В итоге было представлено 15 работ, в конкурсе участвовали все ведущие организации и архитекторы того времени, но ни один из их проектов не удовлетворил жюри;
- всесоюзный конкурс проходил во второй половине 1931 года, организаторам удалось собрать 160 проектов, проекты присылали даже из-за рубежа. Лучшим в конкурсе был признан проект Бориса Иофана, но и он не до конца соответствовал требованиям партии;
- второй закрытый конкурс проходил в 1932–1933 годах, в его ходе победители открытого всесоюзного конкурса продолжили работу над своими идеями, в результате Борис Иофан был назначен главным архитектором Дворца Советов.
Рисунок 1. Конкурсные проекты Дворца Советов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конкурсные проекты Дворца Советов
Всесоюзный конкурс для архитекторов стал отличной возможностью проявить себя и принять участие в одном из самых значимых проектов века. От такой возможности не могли отказаться ни зарубежные, ни советские архитекторы, это единственное здание, в проектировании которого принимали участие все знаменитые советские архитекторы середины двадцатого века. Задание на проектирование предусматривало разработку двух залов на 15 и 6 тысяч человек, а также четырех малых залов с делением на 4группы.
На конкурс были представлен проекты из семи иностранных держав:
- из Америки были присланы 11 работ, в том числе проект Гектора Гамильтона, признанный одним из лучших;
- из Франции были присланы 3 работы, одна из которых принадлежала Ле Корбюзье. По мнению искусствоведов, предложенные Ле Корбюзье идеи были весьма удачны, и это была одна из лучшие его нереализованных работ. Узнав о проекте-победителе, Ле Корбюзье был крайне разочарован, его захватила идея создания нового воплощения советской России, но выбранный проект, подтвердил, что никакого прогресса в развитии архитектуры жюри конкурса не жаждало;
- из Германии были выдвинуты пять работ, в том числе проекты, авторами которых были Вальтер Гропиус, Ганс Пельциг и Эрих Мендельсон;
- из Италии был прислан один проект;
- из Швейцарии был прислан один проект;
- из Эстонии был прислан один проект.
Отличия между первым и вторым проектом Иофана были значительными. Высота здания увеличилась более чем на 150 метров, и составила 415 метров, у основания каждого яруса здания появились пилоны. Дворец Советов должен был обогнать по высоте Эмпаер Стейт Билдинг. На вершине здания предполагалось разместить статую Ленина высотой 100 метров, по сути сам дворец был лишь гигантским постаментом для этого памятника.
Участники всесоюзного конкурса боролись не только за победу, но и за денежное вознаграждение. Авторы лучших проектов получили премии по 12 000 рублей. Далее авторы высоко оцененных проекты получили первые, вторые и третьи премии по 10 000, 5000 и 3 000 рублей, соответственно.