Дороги с точки зрения проектирования и строительства, относятся к линейным объектам. Для разработки проекта в первую очередь требуется провести изыскания, на основе которых будут разработаны последующие решения. Далее мы рассмотрим какие изыскания необходимо провести и из каких стадий состоит процесс проектирования автомобильных дорог.
Автомобильная дорога — это линейный объект, относящийся к транспортной инфраструктуре, предназначенный для движения различных транспортных средств.
Автомобильные дороги разделяют на дороги общего пользования, необщего пользования (дороги на предприятиях), а также на расположенные на застроенной или незастроенной территории.
Рисунок 1. Вид на автомобильную дорогу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изыскания, необходимые для разработки проекта автомобильной дороги
Изыскания, проводимые для проектирования автомобильных дорог, разделяются на:
- инженерно-геодезические, они позволяют оценить местность, изменение высоты, уклоны, а также описать конкретные условия местности. Эти данные необходимы для выбора трассы и оценки наиболее экономически выгодного и целесообразного пути. Для проведения изысканий потребуются нивелир, теодолит, рулетка, геодезическая вешка;
- инженерно-геологические изыскания позволят оценить состав грунта, а также уровень подземных вод;
- инженерно-гидрометеорологические изыскания, в них приводятся данные гидрологических обследований малых водосборов, которые окажутся на пути прохождения трассы, а также обследование водопропускных сооружений, размещающихся вблизи проектируемой дороги.
В зависимости от условий конкретной местности могут потребоваться дополнительные изыскания, также важно, что изыскания должны проводиться фирмой, имеющей соответствующее СРО. Результаты изысканий оформляются в виде отчетов, которые подлежат проверке в экспертизе. Изыскания, получившие положительное заключение экспертной организации, могут быть использованы в качестве исходных данных для проекта автомобильной дороги.
Проектирование автомобильных дорог
Разработка проекта начинается с тщательного изучения задания на проектирование, а также результатов изысканий и состоит из следующих этапов:
- Изучение исходных данных. В техническом задании должен быть указан класс дороги (автомагистраль, скоростная или дорога обычного типа) и назначение (магистральная федеральная, республиканская, краевая, областная или дорога местного назначения). Класс и назначение дороги влияют на расчетную скорость движения, количество и ширину полос движения, наличие разделительной полосы и т. д. Автомагистрали и скоростные дороги имеют 4 и более полос, дороги обычного типа могут иметь 1, 2, 3, 4 и более полос.
- Изучив исходные данные, проектировщик переходит к описанию продольного профиля трассы, а также мероприятиям отвода поверхностных вод в пониженных местах, описываются поперечные профили, проектируемой трассы.
- На третьем этапе разрабатываются решения по проектированию дорожной одежды, которая зависит от интенсивности движения и состава транспортного потока, грунта, глубины грунтовых вод.
- Приведенная расчетная интенсивность определяется для разных групп автомобилей на перспективу 15-20 лет.
- Далее проектируются искусственные сооружения, производится расчет расхода воды от ливневого стока.
- На шестом этапе описываются решения по охране окружающей среды, описываются варианты улучшения ландшафта, мероприятия по защите почвы от эрозии.
Представить себе мир без автомобильных дорог сегодня уже невозможно, хотя всего 100-150 лет назад наши города выглядели совсем по-другому. Автомобиль изменил облик и городскую структуру, введя новые понятия «далеко» и «близко». Брусчатка, которая подходила для нужд конного транспорта, сменилась на ровное автомобильное покрытие, а узкие петляющие улочки заменили широкими проспектами. Удобная транспортная городская сеть сегодня должна удовлетворять и запросам общественного транспорта, и запросам владельцев автомобилей, которые зачастую идут вразрез. Чем более развита транспортная сеть и чем лучше качество дорог, тем большее количество автолюбителей стремится прокатиться по улицам любимого города, создавая пробки. Увеличение пропускной способности улиц не только не решает проблемы, но и приводит к еще большему траффику и заторам.
Автомобильные дороги — это ценный элемент инфраструктуры, от грамотного проекта и качественного исполнения зависит уровень транспортного снабжения. Дорожное полотно может прослужить долго, если в изысканиях и проекте были учтены все исходные данные, включая интенсивность и характер потока, а также учтено изменения потока в перспективе.