Дворцы всегда ассоциируются с великолепием, с чем-то утонченным, дорогостоящим, просторным и царственным. Тому, как формировался этот архетип, и дворцовым интерьерам Большого Петергофского дворца будет посвящена эта статья.
Дворцовые интерьеры
У каждого человека при употреблении выражения «дворцовый интерьер» в голове складывается определенный образ, которые соответствует общепринятым представлениям о дворцах:
- большие просторные залы с высокими потолками;
- обилие позолоты;
- огромные витражные окна с выходом на балкон или галерею;
- изысканное убранство стен, идеальная отделка и обилие декора в интерьере.
Так или иначе дворцовые интерьеры всегда связаны с чем-то старинным, с императорами и аристократами, с историей Российской Империи. Хотя дворцы строились и в период СССР, к примеру дворцы молодежи, культуры, бракосочетания, в них уже не было прежнего великолепия, дизайн их интерьеров подчинялся не вкусам и желаниям одного монарха, а соответствовали стандартам, нормам, функциональным схемам и принципам зонирования.
В прежние времена дворцы строились по указу правящего императора, который выступал основным заказчиком. Между архитектором (которого также назначал император) складывались долгосрочные деловые отношения, так как строительство занимало не один год, а иногда и не одно десятилетие. Каждый дворец является отражением его владельца, его намерений и планов, его видения себя, его целей и стремлений. Поэтому Михайловский замок, видящего во всех угрозу Павла I, является практически крепостью, а для любительницы балов, увеселений и роскоши Елизаветы Петровны, Растрелли выполняет перестройку Большого Екатерининского дворца.
То великолепное наследие, которое по счастью сохранилось в Санкт-Петербурге, Москве и их окрестностях позволяет ближе познакомиться с дворовыми интерьерами и их решениями. Зачастую на устройство интерьеров уходило столько же времени, сколько на строительство самих зданий.
Современные дворцы не могут сравниться с теми, что возводились сотни лет назад. Если оценивать инвестиции на строительство, затраты, которое несло государство на возведение резиденций, то цифра окажется колоссальной.
Ложные окна – это ниша, которая повторяет очертания и размеры окна, но окном не является.
Интерьеры Большого Петергофского дворца XVIII века
История одного из самых красивых дворцов, Петергофа началась в 1705 году, когда на острове Котлин был построен путевой двор. Строительство резиденции для Петра Великого началось уже в 1712 году. По задумке императора его новый проект должен был превзойти знаменитый Версаль. Изначально строительство дворца планировали развернуть в Стрельне, но участок был неподходящим для сложной системы каналов и создания фонтанов, в том время как Петергоф идеально подходил для этих целей.
Первый проект дворца был выполнен Леблоном и Браунштейном, строительство завершили к 1725 году. Перестройка была выполнена Растрелли с 1745 по 1752 годы.
Перечислим основные залы и их интерьерные решения:
- Танцевальный зал расположен в западном крыле дворца, его площади около двухсот семидесяти квадратных метров. Этот зал отличается своей пышностью, в нем сохранен замысел Растрелли. Еще больший объем зала создается из-за фальшивых зеркал окон-обманок, которые расположены по глухим стенам за счет обилия зеркал создается эффект большого пространства.
- Тронный зал раньше назывался Большой и не имел четко выраженного назначения. Барочный интерьер зала был переработан Фельтеном в последней четверти 18 века. В интерьере доминирует белый цвет, монументальный лепной декор. Зал украшен картинам Петона, на которых изображены сцены Чесменского сражения.
- Картинный зал представляет большое двухсветное пространство, которое имеет центрально место в плане, оно стоит на композиционной оси дворца, Нижнего парка и сада. Картинны зал создавался еще при Петре Первом, его габариты во время реконструкций не менялись.
- Чесменский зал был назван в честь Чесменского сражения, благодаря которому была одержана победа в русско-турецкой войне, которая длилась с 1768 по 1774 годы. В этом зале интерьер Растрелли был полностью переработан Ю. Фельтеном, который сохранил лишь паркет, плафон и зеркала в простенках. В целом интерьер выполнен в классицистическом ключе.
- Аудиенц-зал представляет собой достаточно небольшое по меркам дворца помещение, его интерьер был разработан Растрелли. Сложное по форме узкое и высокое помещение Растрелли смог гармонично обустроить за счет ряда ложных зеркальных окон.
Во дворце есть и Куропаточная гостиная, которая открывает анфиладу женской половины дворца.
Рисунок 1. Куропаточная гостиная в Петергофе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дворец в Петергофе был реконструирован в 1952 году, так как во время Великой Отечественной Войны он получил множество повреждений.