Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура Мексики

Мексиканское барокко и готика

На территории Мексики история архитектуры начинает свой отсчет более четырех тысяч лет назад. У сменявших друг друга культур, которые существовали на территории современной Мексики, до прихода сюда испанцев, понимание архитектуры было очень схожим. Такая местная концепция отличалась от европейской, которую привезли испанские конкистадоры. Различие между европейской и мезоамериканской архитектурными концепциями коренилось в различном мировосприятии двух этнических групп. В борьбе двух миров победила Европа, в частности Испания.

Таким образом, много­ступенчатые, поднятые на высокие стилобаты с храмами пирамид тольтеков, ацтеков, майя, стремительно сменялись по всей Мексике новыми по духу храмами. Католическое духовенство специально строило монастыри, которые смогут выполнять разные роли: роль крепостей и одновременно центров распространения христианства. Они строились преимущественно в 16 веке в «индейских» местах обитания.

В Мексике в начале колониального периода формируется свой специфический вариант европейской архитектуры. Следует отметить, что, несмотря на жестокое насильственное обращение индейцев в христианскую веру, католическая церковь все же была вынуждена приспосабливаться к местным обычаям. Именно потому появляются внешние монастырские дворы — атрии, где сооружались открытые «индейские» капеллы. Испанский вариант католического храма на мексиканской земле был значительно изменен. Часто местные зодчие не улавливали принципа создания готической конструкции сводов, и они применяли ложный свод, образованный одна над другой выступающими плитами перекрытия. Ребра нервюр являлись только имитацией конструкции, своеобразным декором. В этом и кроется принципиальное отличие мексиканской колониальной архитектуры от европейской, которое заключалось в частой подмене конструкции декорацией.

Замечание 1

Вся архитектурная история Мексики с древних времен до сегодняшних дней отмечена избыточной декоративностью, особенно в фасадах зданий. Перед доиспанскими архитекторами не стояла задача соподчинить внешний облик здания с его внутренней структурой, так как ритуалы проводились на открытом воздухе.

«Архитектура Мексики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В «Капелле для индейцев» в Тлалманалько, декор впервые заполнил собой все имеющееся пространство, как будто стремясь разбить конструкцию колонн. Еще ярче такое стремление проявляется в фасаде церкви знаменитого монастыря Сан Пабло, находящегося в Юрирьяпуидар. Высшей точки развития «декоративистская» тенденция в мексиканской архитектуре достигла к 18 веку - золотому веку колониального строительства.

Европейское барокко, которое тяготело к декоративности, выпуклости объемов, использованию лепнины оказалось очень близким мексиканцам. Архитектура мексиканского барокко включает примерно восемь тысяч памятников. В 18 веке в Мексике строилось около одной церкви в неделю. Усиливалось светское начало в государстве и одновременно увеличилось гражданское строительство.

Эстипите

В архитектуре столичной школы к середине 18 века появляется эстипите.

Определение 1

Эстипите – это один из главных элементов мексиканского барокко, который заключается в совокупности нанизанных друг на друга отдельных элементов ордерной системы.

Возник он в Испании в конце 17 века и применялся в малых архитектурных формах, а в Мексике эстипите прочно проник в большую архитектуру. Схематично он выглядит следующим образом: на высокую базу вершиной вниз помещается усеченная пирамида, на которой покоится куб, а на нем еще одна усеченная пирамида вершиной вверх. Одним из первых сооружений, в оформлении фасада которого применили эстипите была церковь Саграрио Метрополитан в Мехико.

Церковь Саграрио Метрополитан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Церковь Саграрио Метрополитан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эстипите из столицы очень быстро распространилось по разным городам Мексики. В Пуэбле построили церковь Сан Франсиско, эстипите в ней применили в оформлении фасада с западной стороны. Данная церковь обладает еще одной характерной чертой мексиканского декора 18 века - многоцветными изразцами.

Классицизм

К завершению колониального периода в Мексике барокко вырождается. Его вытесняет классицизм, становящийся доминирующим направлением мексиканской архитектуры. Весь 19 век Мексика стремилась впитать в себя все новейшие европейские достижения. Во второй половине 19 века в мексиканской архитектуре преобладала эклектика, в 20 веке получившая название «порфиризм». В стиле «порфиризма» в 1904 году было начато возведение Дворца изящных искусств в столице, которое закончилось только в 1934 году. В этом сооружении совмещены все несовместимые принципы: и купольная композиция константинопольской св. Софии, и нарочитая помпезность парижской Гранд-Опера.

Дворец изящных искусств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дворец изящных искусств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В противовес эклектике появились после революции 1910—1917 годов неоколониальный стиль и традиционализм. Зодчие искали средства способные отразить в архитектуре национальный характер. Это привело к копированию форм доиспанского и колониального и зодчества. Ярким примером таких построек служит библиотека «Сервантес», находящаяся в Мехико, и спроектированная строительным департаментом Министерства просвещения. В фасаде библиотеки повторяются основные нюансы барочной архитектуры Мексики, такие как:

  • большие плоскости стен,
  • группировка большинства лепнины вокруг входа, который напоминает портал храма.

Функционализм

В Мексике родоначальником функциональной архитектуры стал Вильягран Гарсиа. Одним из его ранних произведений является Институт гигиены. Все здания комплекса расположены на большой территории и функционально связаны друг с другом.

Архитектор был противником воскрешения исторических стилей. Он выступал против декора в архитектуре, так как считал, что конструкция сама должна нести эстетическую выразительность. Вильягран Гарсиа придавал огромное значение типовым проектам. В середине 20 века им было построено много школ, больниц, спортивных сооружений, магазинов и рынков.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot