Послевоенные пятилетки
Плановое развитие и системный подход были одной из сильных сторон советской экономики.
Пятилетками в народе называли планы, составленные на ближайшие пять лет. Эти планы предполагали, что Советский Союз будет развиваться быстро и эффективно. Первый пятилетний план был составлен еще в 1928 году и охватывал период до 1932 года. До войны было составлено три пятилетних плана, реализация третьего плана была сорвана началом военных действий. Четвертый план был подготовлен после окончания войны и вступал в силу в 1946 году, он был направлен на восстановление и развитие народного хозяйства на ближайшие 5 лет. Утвердили план в марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР.
Основная задача плана была сформулирована Сталиным, он призывал восстановить города, восстановить промышленность и сельское хозяйство до довоенного уровня и превзойти этот уровень. Эти амбициозные цели были достигнуты через пятнадцать лет, цифры для сравнения:
- объем выплавки чугуна составлял 9,9 млн тонн в 1946 и 50,9 млн тонн к 1961 году;
- объем выплавки стали составлял 13,3 млн тонн в 1946 и 70,8 млн тонн к 1961 году;
- объем добычи угля составлял 163,8 млн тонн в 1946 и 506,4 млн тонн к 1961 году;
- объем добычи нефти составлял 21,7 млн тонн в 1946 и 166 млн тонн к 1961 году.
На следующие десять лет было разработано два пятилетних плана, но шестой пятилетний план не был завершен, так как был принят семилетний план, который охватывал период с 1959 по 1965 годы. Уже к концу 1945 года объем промышленности почти достиг довоенных значений. Были запущены и восстановлены более шести тысяч предприятий. Во многом это стало возможным за счет производственного героизма народа, внедрению инноваций, рационализаторства.
Рационализаторство – это разработка новых решений, которые направлены на совершенствование деятельности и повышение эффективности.
Рисунок 1. Идеология в послевоенный период. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Идеология и архитектура в послевоенный период
Любые глобальные изменения находят свое отражение в архитектуре. С одной стороны, архитектура запаздывает по сравнению с тем, что происходит в мире, она не может быть столь оперативной как мода, живопись, литература, скульптура, ей требуется больше времени, чтобы впитать и проявить новые тенденции и смыслы. Но и воздействие архитектуры на общество сильнее, чем других видов искусства.
Работы у архитекторов и строителей в послевоенный период было более чем достаточно, требовались тысячи инженерных решений, проектов, эскизов, предложений, обоснований. Работа велась над восстановлением ткани разрушенных городов и над увеличением мощности инфраструктуры.
В архитектуре видны надежды на счастливое спокойное будущее, уверенность в социалистическом обществе и его идеалах. Архитектура продолжала быть одним из главных инструментов насаждения советской идеологии. В послевоенное время эта идеология была связана в с образом страны победительницы, которая скоро восстановит свою экономику и сделает ее сильнее.
В архитектуре начала советского периода стремительно сменяют друг друга несколько течений:
- революционный романтизм;
- конструктивизм;
- рационализм.
К началу первой послевоенной пятилетки на смену приходит новый стиль – сталинский ампир. Этому стилю свойственна величественность, грандиозность масштабов, большой размах, которые должны свидетельствовать о советских достижениях. Сталинский амир проявляет себя в зданиях портов, в административных объектах, общественных центрах, научно-исследовательских институтах. Творческими коллективами разрабатываются крупные комплексы, ансамбли. Пересматриваются планы городов, чтобы новые масштабные объекты органично выписывались в городскую застройку.
Самым масштабным проектом первой пятилетки было возведение семи высотных зданий в центральной части Москвы.
После смерти Сталина стиль сталинский ампир подвергся критике, он больше не соответствовал целям государства, идеологии партии и экономической программе. Помпезность, излишняя не функциональность, масштабность были подвержены критике. В 1954 году партия призывала архитекторов отказаться от излишеств и украшательства, приоритет отдавался простоте форм и лаконичности.