Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Градостроительные проекты во Франции XVII века

Градостроительство Франции

Городская структура французских городов до 16 века носила средневековый характер. Французские города 16 века состояли из районов, которые были заселены определенной социальной группой. Аристократия как правило располагалась вблизи старого замка, а вокруг соборов и монастырей формировались клерикальные районы, в которых жили священнослужители. Университетские города, в частности Париж могли похвастаться кварталами, заселенным учеными и профессорами, которые также предпочитали жить на одной территории.

Также ключевой частью структуры оставались рынки и площади, они обычно устраивались вблизи замков и соборов, представляли собой самые оживленные места.

Планировка таких городов не была результатом действий городских властей, обычно она складывалась сама по себе, в ходе стихийного и естественного развития города. В те времена проектирование велось не с помощью карт, а скорее с помощью условных схем. Увидеть всю местность целиком или вообразить себе весь город было непосильной задачей, поэтому здания появлялись там, где они были нужны, не в угоду симметрии плана, красоты линий или стройности улиц, а в силу своей необходимости. То, что было востребовано прижилось в городской среде, то что оказывалось недолговечным быстро стиралось.

Французские короли зачастую привлекали итальянских мастеров к строительству и проектированию, в их числе были:

  • Лоренцо Бернини;
  • Леонардо Да Винчи;
  • Фра Джокондо и другие.

Так идеи итальянского градостроительства благополучно преодолели итальянские границы и начали использоваться на французской земле.

Градостроительные проекты во Франции XVII века

Первые теоретические труды, касающиеся развития городов, относятся к началу 17 века. В них авторы, Бернар Палисси и Жак Перре, размышляют о первом этапе развития планировочного искусства. Города того времени вполне соответствовали итальянским канонам Возрождения. Мощные крепости с компактным планом представляли собой важные стратегические узлы, с одной стороны они должны были быть неуязвимыми для противников, а с другой стороны должны были обеспечивать легкую переброску войск.

По плану Ришелье в 1634 году был основан новый город, названный в честь кардинала, этот город имел прямоугольное очертание, его главная вытянутая ось является примером нового подхода к планированию городской композиции. Далее эти идеи были развиты в проекте Версаля. По идее Ленотра композиционная ось и лучевое расположение улиц стали основой и визитной карточкой садов-паркового ансамбля.

«Градостроительные проекты во Франции XVII века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 1

Композиционная ось – это условная линия, которая фиксирует направления движения пространства или объемной формы, она может являться осью симметрии, если композиция симметрична.

Композиционная ось позволяла создавать открытые перспективы и избегать монотонности. В версальской компоновке Ленотр применил систему террас и бассейнов, монументальные лестницы которые создают динамику. Елисейские поля изначально имели транзитное значение, это был загородный бульвар, который украшали скромные круглые площади, но постепенно, когда он стал частью города, проспект с двух сторон обрамили дома, создав одну из самых красивых магистралей в столице.

Таим образом первые эксперименты включали:

  • переход от квадратной и круглой композиции к вытянутой;
  • введение композиционной оси;
  • применение лучевых и радиальных схем в композиции;
  • формирование ритма вдоль композиционной оси.

После реализации проекта Версаля, идея создания подобного шедевра надолго захватила умы всех монархов и правителей. Лучевая композиция в силу новизны и привлекательности, эффектности повторялась завидное количество раз и в Англии, и в Пруссии.

Версаль, перспектива Большого дворца. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Версаль, перспектива Большого дворца. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В период экспериментов с композиционной осью города был введен стандарт длины, равный трем километрам. Версальская парковая ось, проспект Елисейских полей имеют длину три километра. Эта длина использовалась позже в других проектах, к примеру центральный парк в Вашингтоне имеет длину 3 километра.

В противовес дворцовому строительству, обновление центральных частей городов и их реконструкция откладывались. Насущные для большинства жителей проблемы не решались, скученная застройка, грязные и узкие средневековые улочки требовали обновлений. Аристократия же в это время застраивала новыми дворцами территории за городской чертой на еще неосвоенной земле.

Дата последнего обновления статьи: 21.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot