Османизация — это градостроительные работы периода Второй империи, проводившееся по поручению Наполеона III под руководством барона Османа и определившие облик современного Парижа.
Жорж Осман был назначен префектом департамента Сена в 1853 году. Получив от Наполеона III неограниченные полномочия, Осман перекроил уличную сеть столицы, разрушил значительную часть старого города для формирования осей, пронизывающих Париж и открывающих перспективные виды на многие монументы. Градостроительные работы под собой имели как социальные, так и военные причины.
Перепланировка города привела к улучшению инфраструктуры столицы и породила подражания в других городах, а также сделала популярным тип фланёра — горожанина, который извлекает эстетическое удовольствие от городской прогулки.
Приход Наполеона III к власти
Избранный президентом Французской республики в 1848 году, Луи-Наполеон Бонапарт через три года организовал государственный переворот и провозгласил себя императором Наполеоном III. В скором времени он побывал в Лондоне, где промышленная революция прошла раньше, в XVII веке, и в котором были совершенная система канализации и большие общественные парки, сооружённые после Великого пожара 1666 года. После поездки Луи-Наполеон Бонапарт задумал превратить столицу Франции в современный город, отвечающий темпам роста численности городского населения и развития промышленности. Он интересовался архитектурой, и его можно было зачастую найти работающим над чертежами улиц нового Парижа.
В императорские планы входили не только улучшение системы здравоохранения, транспортного сообщения Парижа, и улучшение жилищных условий низшего класса, но и повышение авторитета среди парижан. Также широкие, обозреваемые авеню способствовали проведению парадов и усложняли перекрытие баррикадами в случае революции.
Для осуществления проекта Наполеон III назначил в 1853 году префектом департамента Сена барона Жоржа Эжена Османа, известного последовательностью и строгостью. Представивший Османа императору министр внутренних дел герцог Персиньи заведовал финансовой стороной проекта при помощи братьев Перье. Инженер Жан-Шарль Альфан и садовник Барийе-Дешан занимались обустройством садов и парков. Над проектом также работали архитекторы: над зданием мэрии – Теодор Баллю, над театрами на площади Шатле – Габриэль Давью, строительством Северного вокзала – Жак Гитторф, над крытыми рынками в квартале Ле-Аль – Виктор Бальтар.
Выполненные работы
Чтобы обеспечить движение транспорта Осман проложил проспекты сквозь кварталы. На месте узких запутанных улочек появилась геометрическая сеть прямых, широких и светлых бульваров и авеню. Ширина улиц доходила до 30 м, что удивляло парижан.
В 1854-1858 годах Наполеон III обладал наивысшей властью, чем и воспользовался Осман для «расчистки» центрального Парижа: часть тупиков и узких переулков исчезли с городской карты. С севера на юг сквозь город протянулась прямая ось от бульвара Сан-Мишель до Севастопольского бульвара. Северо-южную линию рядом с Шатле пересекает одна из самых длинных улиц Парижа — улица Риволи, продлённая до улицы Сен-Антуан. Также бульвары были построены в восточном и западном направлениях. Вдоль проспектов высажены каштаны, подчеркнувшие симметричность обновлённой столицы.
Барон Осман продолжал работу над Большими бульварами, образованными в годы царствования Людовика XIV. Он расширил их и построил ряд новых осей, например, бульвары Ришар-Ленуар и Осман.
Площадь Звезды при бароне Османе приняла окончательный вид — от неё расходятся лучами 12 проспектов, названных в честь маршалов или в честь одержанных французскими войсками побед.
Административная реформа
В 1845 году завершилось строительство новой городской стены, названной Тьерской, которая поместила внутрь припарижские коммуны – Монмартр, Берси, Пасси. 1 января 1860 года коммуны были присоединены к Парижу, а из старых 12 округов и новых территорий были образованы 20 новых округов.
Остров Сите
Остров Сите, старейшая часть Парижа, была полностью перекроена. Были уничтожены постройки между королевским дворцом (комплекс Консьержери и Дворца правосудия) и собором Парижской Богоматери, а на их месте построены здания коммерческого трибунала и префектуры полиции. Здание старого госпиталя Отель-Дьё, располагавшееся ранее частично на острове и частично на левом берегу, было заменено на более вместительное. Между зданиями были проложены прямые улицы, переходящие в мосты, соединившие остров с берегами.
Парки и сады
Вдохновлённый многообразием и красотой лондонских парков, Наполеон III нанял архитектора и инженера Жана Шарля Альфана для сооружения в Париже зелёных насаждений. На восточной и западной границах Парижа были созданы «лёгкие» города — соответственно Венсенский и Булонский леса. В черте Парижа расположились парки Монсо, Бют-Шомон и Монсури. Также во всех кварталах были разбиты скверы, а вдоль авеню посажены деревья.
Водостоки
Одновременно с наземными велись и подземные работы: во второй половине XIX века была проведена модернизация крайне несовершенной системы водостоков. Эти работы проходили под руководством инженера Эжена Бельграна. Под каждой улицей прокладывались подземные галереи, по которым шли трубы с чистой и сточной водой, а также с сжатым воздухом и газом.
Критика деятельности барона Османа
Французский публицист Луи Лазар выступил ожесточённым противником османизации: он указывал, что в Париже в результате перестройки исчезло 57 улиц и переулков, было снесено 2227 домов и более 25 тысяч жителей, преимущественно бедняков, были принуждены переселиться на окраины. Он полагал, что реконструкция вела к разделению населения столицы на богатых и бедных и притоку в город экономических мигрантов. Русский писатель Д.В. Григорович подчеркивал, что реконструкция была нацелена на предотвращение беспорядков и отмечал, что она привела к искажению исторического облика.