Архитектура Португалии
Реконкиста в Португалии завершилась значительно раньше, чем в Испании. В этой связи в 1080 году португальские графы начали отвоевывать южные провинции, некогда захваченные маврами. К началу XIII века мавры были практически изгнаны с территории Португалии, а на освобожденных землях началось весьма интенсивное религиозное строительство. Именно по этой причине в Португалии не смогла качественно сложиться романская архитектурная школа и романских стиль не получил широкой поддержки. Он развивался лишь под влиянием французской романской школы и монашеских орденов (например, цистерцианского), однако, практически сразу он сменился готическим стилем.
Одним из ранних произведений португальской готики считается монастырь Санта-Мария в Алькобасе (1190-1220).
Данный собор был сильно перестроен при реконструкции XVII века, в этой связи исказился его прежний готический облик.
Во время правления одного из королей Бургундской династии Диниша I строительство в готическом стиле продолжалось. В конце XIV века бургундская династия прекращает свое существование и в Португалии начинается гражданская война. В 1385 году мятеж был подавлен, и гражданская война завершилась. В честь этого события придворным архитекторам Домингишу и Уге было поручено заняться возведением грандиознго готического собора Санта-Мария ди Виктория в монастыре в Баталье.
Следует заметить, что в отличие европейской и испанской готики португальская архитектура имеет ряд особенностей. Например, в португальских сооружениях отмечается пространственный размах в интерьерах. При этом во внешнем облике зданий не наблюдается подчеркнутой вертикальности, соборы остаются такими же приземистыми, как и испанские.
Готика и мануэлино
Примечательно, что португальская готическая архитектура практически сразу начинает переходить к национальному варианту эпохи Ренессанса. В этой связи специалисты часто спорят о том, в каком именно стиле построено то или иное религиозное сооружение Португалии. В частности, это относится к архитектурному ансамблю королевского дворца в Синтре (нередко его называют португальской Альгамброй). Известно, что комплекс сооружений был возведен в XV веке, однако, в его облике наблюдаются как черты архитектуры Возрождения, так и готические элементы. Подобная эклектика привела к возникновению самостоятельных португальских архитектурных форм в конце XV века. Этот стиль впоследствии будет назван по имени одного из португальских королей Мануэла I Счастливого – «мануэлино».
Рисунок 1. Стиль мануэлино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стиль мануэлино сейчас называют современным вариантом Ренессанса. Здесь отмечается сильное влияние готики и некоторых экзотических мотивов. В некоторой степени стиль отражает впечатление европейцев, увидевших новые неизвестные страны.
Традиционно этот период считается временем наибольшего могущества Португалии, поскольку страна приобретает множество колоний. В стиле мануэлино содержатся некоторые элементы готической архитектуры, мавританского зодчества и индейского искусства. Оформление любой постройки здесь решалось с помощью плоских стен, богато украшенных разнообразными деталями (в португальской архитектуре отчетливо наблюдается избыток элементов декора).
К середине XVI века в Португалию начинает проникать итальянский Ренессанс. В этот период национальные формы начинают сменяться обыкновенными ренессансными формами, которые особенно заметны в творчестве Диогу де Торралвы (1150 – 1566).
Наиболее яркими образцами в стиле мануэлино считаются такие объекты, как:
- королевский дворец в Синтре;
- внутренний двор монастыря в Баталье;
- башня Святого Винсента.
В более поздний период, в XVIII веке, в португальскую архитектуру приходят французское рококо, которое долгое время считается доминирующим. На его развитие в стране также наложили отпечаток мусульманские традиции (например, орнамент арабесок).
Монастырь Алкобаса
Этот цистерцианский монастырь располагается в португальском городе Алкобаса. Он был основан первым португальским королем Афонсу Энрикешем в 1153 году. На протяжении двух веков здание служило в качестве усыпальницы для королевской династии.
Рисунок 2. Монастырь Алкобаса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Расцвет монастырского комплекса приходится на период с XIV по XVI века. В это время монастырь являлся крупнейшим феодальным собственником (в его подчинении находились 13 португальских городов и 2 замка). Помимо этого, монастырь стал центром различных ремесел (например, работ по камню, металлу, ткачеству).
Собор монастырского комплекса называют первым португальским сооружением в готическом стиле. Известно, что монастырь был значительно расширен при Мануэле I и реконструирован в стиле барокко в XVIII веке. Во времена наполеоновских войн сокровища монастыря были разграблены французскими войсками. В 1834 году церковная собственность монастыря была изъята в пользу государства, по этой причине церковные службы здесь прекратились. В конце XX века монастырский архитектурный ансамбль включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Центральным объектом всего монастырского комплекса является главный собор. Она представляет собой трехнефную базилику, построенную в 1222 году. По обе стороны от трансепта располагаются надгробия нескольких португальских королей. В начале XVIII века фасады собора были оформлены в стиле барокко.
Среди других объектов архитектурного комплекса можно выделить рефекториум, построенный в конце XIII века и клуатр короля Диниша I с двухъярусной галереей. Последнее сооружение было возведено по проекту архитектора Домингу Домингиша. Известно, что второй этаж клуатра был построен в 1515 – 1521 годах в стиле мануэлино.
В конце XVII века архитектурный ансамбль был дополнен Королевским пантеоном, капеллой с реликвиями и другими сооружениями.