Готика Франции
Готическая архитектура во Франции – это период господства готического стиля на территории современной Франции. Он продолжался с 40-х годов XII века до начала XVI века.
На смену готическому стилю в Западной Европе пришел Ренессанс.
Готический стиль зародился в королевском домене страны и очень быстро распространился по всей Западной Франции. Впоследствии готические формы перекочевали в архитектуру и других европейских стран. Мастерство архитекторов, работавших в готическом стиле, достигло своего пика в XIII веке, после чего развитие стиля характеризовалось преимущественно повышением квалификации ремесленников (например, в области обработки камня).
Готика как французский стиль сразу после появления стала примером для подражания для большинства европейских стран. Надо сказать, что в большинстве из них готические формы приобретали ярко выраженный национальный оттенок.
Отдельные архитектурные образцы или исторические ансамбли готической архитектуры Франции внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рисунок 1. Cобор в Эврё. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В начале XII века территория современной Франции была разбита на несколько феодальных образований (герцогств и графств). Лишь небольшая часть территории страны (современный регион Иль-де-Франс) управлялась королевской династией Капетингов. Следует заметить, что власть короля в сравнении с властью соседних герцогов была невелика. Единственной, но немаловажной чертой королевской власти была её сакральность, поскольку в этот период люди считали, что королем становятся исключительно божьи помазанники.
В эпоху Средневековья любое религиозное сооружения было центром культурной и общественной жизни. По воскресеньям в соборах проходили мессы и другие религиозные церемонии. В остальные дни недели соборы и храмы использовались для проведения переговоров между купцами и членами городских общин. Помимо этого, собор в любом крупном городе Франции играл важную роль в градостроительной планировке, поскольку именно от него начинались все главные улицы. Ни одно здание города не могло соперничать с храмом по высоте.
Истоки архитектуры
В начале XII века во Франции господствовала романская архитектура. Для нее были характерны толстые стены, тяжеловесные арки и полуциркульные своды. В этот же период в церковной архитектуре отдельных регионов стали появляться стрельчатые арки – важнейший элемент готической архитектуры. Что касается реберного крестового свода, то данная конструкция была известна еще в период раннего средневековья в Азии, а также активно применялась в Нормандии. В романской же архитектуре ребра носили исключительно декоративный характер, поскольку изначально зодчие не догадывались о том, что они могут передавать усилия на нижележащие конструкции. Стрельчатые арки были широко распространены в Бургундии.
В 1135 году архиепископ Санса запланировал построить новый собор на месте старой романской базилики. В проекте были использованы одновременно реберные своды и стрельчатые арки. Примерно в это же время аббат Сугерий занимался реконструкцией церкви аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Данное аббатство служило усыпальницей многих королей Франции. Главной задачей реконструкции сооружения было поднятие престижа королевской власти и распространение её влияния за пределами королевских владений того периода.
Рисунок 2. Амьенский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс реконструкции начался с западного фасада по схеме, заимствованной в Нормандии. Нижний ярус объекта состоял из трех порталов, средний ярус имел световой проем, а верхний – две башни. Данная схема впоследствии стала для большинства французских религиозных сооружений классической. После завершения строительства западного фасада в 1140 году приступили к обновлению хора. При его реконструкции использовался стиль, заимствованный в Сансе. Было решено возвести деамбулаторий с венцом капелл, при этом капеллы не должны были быть изолированы друг от друга, а должны перекрываться реберными крестовыми сводами. Реконструированная церковь была освящена в 1144 году. Примечательно, что после этих событий подобные технологии строительства были применены в соседних регионах.
Поздняя готика
В конце правления Людовика Святого Франция стала самым могущественным государством в Европе. Именно в этот период готическое искусство достигло своего пика. Устанавливались стандарты композиции конструкций, строительных приемов церковных объектов, значительно сократилось поле для экспериментов в архитектурной сфере. Структура церковных зданий в этот период практически не меняется, напротив, начинают наблюдаться некоторые упрощения. Во время Столетней войны строительство готических храмов значительно замедлилось, а после её окончания набирало новые обороты: были завершены некоторые недостроенные объекты, перестроены многие старые.
Надо сказать, что начало этапа поздней готики трактуется по-разному. Некоторые специалисты считают, что поздняя готика началась от правления Людовика Святого, другие – от начала Столетней войны. Тем не менее, новые объекты строительства, сравнимые с соборами высокой готики не закладываются, поскольку идет повсеместное завершение ранее начатых работ, например:
- собор в Осере;
- собор и церковь в Сент-Уане;
- собор в Эврё.
Слава вновь возвращается к готической архитектуре после окончания столетней войны, когда появляется так называемая «пламенеющая готика». Отдельные элементы этого стиля видны в часовнях Амьенского собора. Пламенеющий стиль получил свое название благодаря характерным кривым формам в виде пламени, щипцам на фасадах и особым поверхностям стен.
К основным особенностям периода поздней готики можно отнести:
- богатые внутренней декор соборов;
- усложнённая структура сводов;
- упрощение некоторых конструкций (например, членение на два уровня без трифория).