Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству. Большой Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле, архитектором К. Тоном, явились наиболее знаменательными архитектурными сооружениями той эпохи.
Для архитекторов открылось новое направление – функциональные здания: фабрики и заводы, железнодорожные вокзалы, огромные магазины.
Строения поражают новизной, изобилуют стеклом и металлом, началось использование бетона.
Российская архитектура первой половины XIX века
Отечественная война 1812 года и последовавший после ее всеобщий подъем во многом определил развитие архитектуры России в первой половине XIX века. Во всю Москва восстанавливается после пожара 1812 года, в Петербурге завершают строительство Сенатской и Дворцовой площадей. Античность становится идеалом для многих архитекторов той эпохи, элементы зданий укрупняются, мощь колоннад, арок и стен особо подчеркиваются.
Архитектура в первой половине XIX века удивляла цветовыми решениями, фон зданий в основном был желтым или серым, колонны и статуи – белым. Постройки театров, учебных заведений, по-прежнему занимали главенствующую позицию среди архитектурных сооружений. Дворцы и храмы строились значительно реже.
Крупнейшие архитекторы первой половины XIX века:
- Жан-Франсуа Тома де Томон
- К.И. Росси
- В.П. Стасов
- А.Н. Воронихин
- А.Д. Захаров
Жан-Франсуа Тома де Томон (1 (12) апреля 1760 г.- 23 августа (4 сентября) 1813 года)
В 1799 году прибыл в Петербург по приглашению князя А.М. Голицына, где преподавал в Академии художеств. Император Александр I в 1801 году пожелал увеличить Санкт-Петербургский Большой театр. Задачу с успехом реализовал Том де Томон в 1805 году, за что получил титул придворного архитектора. Также в работах Жан-Франсуа значатся проектирование и строительство ансамбля стрелки Васильевского острова и здание Биржы на Васильевском острове.
Рисунок 1. Строительство здания Биржи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К.И. Росси (29 декабря 1775 г. (9 января 1776 г.) – 18 (30) апреля 1849 г.
В 1809 году перестроил Путевой дворец княгини Екатерины Павловны в Твери. По возвращению в Санкт-Петербург в 1815 году реконструирует Аничков дворец, библиотеку и павильоны в Павловском дворце Санкт-Петербурга. Благодаря Росси Санкт-Петербург обрел новый облик, создавая неповторимые городские ансамбли.
Воплощение мастерства Росси реализовано в ансамблях Михайловского дворца, Сенатской площади со зданиями Синода и Сената, Александрийской площади со зданием одноименного театра и многое другое.
В.И. Стасов (24 июля (4 августа) 1769 г. – 24 августа (5 сентября) 1848 г.)
В 1819 году на Васильевском острове было построено здание Академии наук, Ямской рынок на Разъезжей улице, в 1821 году Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы в 1829 и 1835 годах соответственно. Торжественность и величие форм отличало Стасова от своих современников.
А.Н. Воронихин (17 (28) октября 1759 г. – 21 февраля (5 марта) 1814 года.)
Академик архитектуры, получивший звание в 1800 году за проект колоннад в Петергофе стал автором одного из крупнейшего храма в России – собора в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. Здание Горного института, дом Государственного казначейства – так же заслуга талантливого архитектора.
Рисунок 2. Здание Горного института в Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
А.Д. Захаров (8 (19) августа 1761 года – 27 августа (8 сентября) 1811 г.)
Помимо выполнения различных проектов в Гатчине и перестройки Васильевского острова Захаров был назначен главным архитектором здания Адмиралтейства. Выполняя работы с 1806 по 1811 года Захарову удалось при сохранении существующего плана создать новое, величественное здание, общей протяженностью 407 метров.
Российская архитектура второй половины XIX века
Во второй половине XIX века архитектура России пережила сильнейшие потрясения. Смелых и по-настоящему стоящих идей архитекторы предложить не могли. Элементы различных стилей и эпох стали смешиваться в одних и тех же постройках. Стало развиваться новое направление – эклектизм или подражание прошлым эпохам. В зарубежной терминологии направление называли романтизм, или историзм.
Эклектизм разделяется на два этапа развития:
- Николаевский (1830-1860 года),
- Александровский (1870-1890 года).
Николаевская эклектика целиком и полностью состояла из предшествующих ей стилей – рококо и барокко. Александровская определялась изящным и живым стилем модерн.
Этапы разделяли одна из самых важных реформ в России – отмена крепостного права.
Свободная лепка фасада, создание вогнутых и выступающих плоскостей – необарокко, еще одно направление в эклектизме в архитектуре. В данном направлении сохранялась симметрия элементов относительно центральных осей.
Крупнейшие архитекторы России второй половины XIX века:
- К.А. Тон
- И.А. Монегетти
- Н. Шохин
- А.И Резанов
К.А. Тон (26 октября (6 ноября) 1794 г. – 25 января (6 февраля) 1881 г.)
Основоположник русско-византийского стиля и храмового зодчества. Среди самых известных творений архитектора Большой кремлевский дворец и храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя наиболее яркий пример применения эклектики в архитектуре, с 36 колоннами по внешнему контуру, 60 окнами, 20 арками и 12 наружными дверями. Купола с позолотой, с сужением кверху.
И.А. Монегетти (5 (17) января 1819 г. – 10 (22) мая 1878 г.)
Выполнил проекты на набережных реки Мойки – особняк М.В. Воронцовой и Обводного канала – особняк Т.Дылева.
Н.А. Шохин (23 августа 1819 г. – 7 декабря 1895 г.)
В основном проектировал перестройки существующих зданий в Москве.
А.И. Резанов (10 августа 1817 г. – 18 ноября 1887 г.)
Работал над проектом дворца князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, Свято-троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря, парк Михайловской дачи в Петергофе.
Начало XX века сменило эпоху электизма развитием «неорусского стиля», модерна и неоклассицизма.