Знаменитый стиль «Глазго» был создан именно Чарльзом Ренни Макинтошом, одним из ярких представителей британских архитекторов рубежа XIX-XX веков. Элегантный, легкоузнаваемый стиль отличает Макинтоша от архитекторов его современности.
Рисунок 1. Чарльз Ренни Макинтош, архитектор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Раннее творчество Макинтош
Чарльз появился на свет 7 июня 1868 года в Глазго в семье полицейского, был вторым из одиннадцати детей. Чарльз был болезненным мальчиком, хромал и был отлучен от шумных игр со сверстниками. Именно тогда он стал интересоваться рисованием. В период с 1877 по 1884 года Чарльз учился в художественном колледже Алана Глена, затем начал посещать курсы Школы искусств в Глазго. С 1885 по 1887 год его учителями были Фрэнсис Ньюбери и Джон Хатчинсон. В последствии Макинтош отблагодарил школу спроектировав здание своей alma mater, впоследствии сделавший архитектора известным.
С 1889 по 1913 год Чарльз работал в АБ «Джон Хонеман и Кеппи», в том числе и в качестве совладельца фирмы. В 1890 году Макинтош получил грант за проект оформления городского зала Глазго. С помощью этих денег Макинтош посетил Францию, Италию, Антверпен и Брюссель.
Группа четырех
Учась в школе искусств, Чарльз создал собственный графический стиль. Очень быстро он сблизился с соучениками по школе – Гербертом Макнейром, сестрами Фрэнсис и Маргарет Макдональд, с которыми и создали «Группу четырех». Именно их вариант геометрического, строго модерна с присутствием кельтской символики, выбор необычной цветовой гаммы, с применением цвета вереска, зеленых, пурпурно-сиреневых тонов, проложил путь для эстетики минимализма и искусства ар-деко.
В 1896 году, на выставке Общества искусств и ремесел, в Лондоне, были представлены первые произведения «Четверки».
В 1900 году состоялась свадьба Чарльза и Маргарет Макдональд. Она явилась музой Макинтоша, вместе они разработали декоративный стиль «Макинтош».
Стиль «Глазго»
В 1900 году Чарльз, на Международной выставке в Турине, создал павильон Шотландия. Русский князь Сергей Александрович был в восторге от декорирования комнаты на VIII выставке в Вене, и пригласил Макинтоша в Москву. Стиль «Глазго» завоевал популярность на востоке Европы, далее стиль признали в Дрездене, Мюнхене, Будапеште и т.д.
Рисунок 2. Башня «Маяк» для «Глазго геральд». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1893 году Макинтош создал первый архитектурный проект – башню «Маяк» для «Глазго геральд», а позже, в 1895 году – общественную школу Святых мучеников на улице Барони. Также Чарльз проектировал Церковь Королевского Креста в Вудсайте (1898-1906 гг.), школа на Скотланд-Стрит (1903-1906 гг.). В данных постройках присутствовал рационализм и функционализм.
Рационализм Макинтоша
Макинтош не любил архитектуру Италии и Греции, которую считал несовместимой с климатом шотландии. Он вдохновлялся старинными традициями, легендами и мифами. При этом соединял романтизм образов с функционализмом.
Рисунок 3. Общественная школа Святых мучеников на улице Барони. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Создание идеального жилого дома – особая часть творчества Макинтоша. Дом издателя Вальтера Блэки в Хеленсбурге (1902-1904 гг.) – наиболее известная и значительная его работа в этом ключе.
Дом любителя искусств, запроектированный Макинтошем, так и не был выстроен при жизни архитектора. Только в 1989-1996 годах шотландские архитекторы по авторским чертежам воплотили проект в жизнь.
В начале 1910-х годов Макинтош почти потерял зрение, ушел в депрессию и стал много пить. Возможности Глазго были исчерпаны, супруги Макинтошы планировали переехать в Вену, где были гораздо популярнее. Но этим планам помешала Первая мировая война.
В 1914 году Макинтоши переехали на побережье Саффолка в Англии. В 1915 году супруги переехали в Лондон. Денег не хватало, к концу войны Чарльз написал своим друзьям письмо с просьбой приобрести его картины, для оплаты жилья.
В 1916 году Макинтош получил последний заказ – оформление дома №78 на улице Дернгейт-стрит в Нортхемптоне. Именно эта работа и стала завещанием Макинтоша.
Макинтош произвел реконструкцию здания: снес и перенес несколько стен, развернул лестницу на 90 градусов, вынес эркер на главный фасад, к заднему фасаду добавил пристройку, где было размещено оборудование. Из хозяйской спальни образовался выход на сооруженный над пристройкой балкон. Главный же интерес представляют интерьеры, с поражающей строгостью, геометричностью и жесткостью. Необычайное зрелище ждет посетителя при входе в дом – Черный холл. Золотой декор, в виде различных деревьев, со строгими рядами листвы треугольной формы, венчает холл. Достигает своего апогея геометризм форм – квадрат является основным элементом дизайна. Именно Черный холл стал самым ранним предвестником стиля ар-деко. Мебель в таунхаусе изготовлена по эскизам Макинтоша, в отделке использован инновационный для того времени материал – эриноид (один из видов пластмасс). В отделке стен ванн использованы моющиеся обои.
Дом явился уникальным проектом архитектора, стал принципиально новым этапом, в сравнении с работами, выполненными мастером ранее.
В 1923 году супруги переехали во Францию, в Порт-Вендрес, где и скончался от рака горла и языка 10 декабря 1928 года.
Основные творения Макинтоша
- 1893 – Башня «Маяк» для издательства «Глазго геральд» - Глазго;
- 1895 – 1897 – Общественная школа Святых мучеников - Глазго;
- 1896 – 1898 – Церковь Королевского Креста в Вудсайте – Глазго;
- 1897 – 1909 – Школа искусств – Глазго;
- 1900 – Павильон Шотландии на Международной выставке в Турине;
- 1900 – 1901 – Коттедж «Уиндхилл» - Килмаколм, Великобритания;
- 1900 – 1904 – Офисное здание газеты «Daily Record» - Глазго;
- 1903 – 1906 – Школа на Скотланд-стрит – Глазго;
- 1916 - 1917 – Дом на Дернгейт-стрит, 78 – Нортхемптон, Великобритания.
Очень часто бывает, что слава приходит только после смерти маэстро, не стал исключением и Макинтош. С 1930-х годов известность архитектора стремительно растет. Произведена реконструкция Ивовых чайных комнат, достроен Дом любителя искусств. Сохранившиеся здания превращены в музеи, тщательно охраняются и опекаются.