Бумажная архитектура
Под бумажной архитектурой понимается довольно много разнообразных проектов, которые объединяет одно, – они все остались лишь не бумаге и не реализованы воплоти. Но на этом общие черты заканчиваются, потому что причин, по которым проекты так и остались на бумаге, множество:
- техническая сложность проекта. Многие великие задумки не были воплощены так как опережали свое время;
- высокая стоимость. Дворцы являются ценным культурным наследием, потому что они уникальны, это редкий пример огромных инвестиций. Не каждый проект мог быть реализован по финансовым соображениям, не каждый заказчик мог позволить себе такие затраты;
- цензура, не все проекты прошли этапы отбора;
- низкое качество, многие проекты нельзя было реализовать из-за их непроработанности;
- утопичность. Многие проекты изначально создавались не для дальнейшей реализации, а как концептуальные разработки, их создатели изначально не видели возможности или необходимости в их реализации.
На самом деле на бумаге остается гораздо больше проектов, чем реализовывается. Вспомнить хотя бы международные конкурсы на проектирование небоскребов, дворцов или других общественных зданий. На них были присланы десятки, сотни проектов, а реализован лишь один. Другие же остались лишь бумажной версией альтернативной реальности, при других обстоятельствах они могли бы стать украшением городов, но история распорядилась иначе.
Бумажная архитектура не является каким-то ненужным видом деятельности, это отличный способ для размышления, тренировки, апробирования идей.
Рисунок 1. Бумажная архитектура позволяет фантазировать, эскизировать, экспериментировать. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бумажная архитектура в России
В России к теме бумажной архитектуры часто обращались архитекторы в периоды жестких ограничений. В отсутствии возможностей для реализации бумага стала единственным способом и инструментом творчества.
Самое молодое концептуальное направление в бумажной архитектуре родилось в конце восьмидесятых. Российские архитекторы принимали участие в международных конкурсах, отправляя туда свои проекты. Это были художественные произведения, в которых творец был свободен от привычных рамок.
Первой работой в границах этого направления стал Дом-экспонат, конкурс был организован журналом из Японии. Российские архитекторы получили на нем первую премию.
Среди участвовавших в то время в конкурсах архитекторов были:
- Тотан Кузембаев;
- Илья Уткин;
- Юрий Аввакумов;
- Михаил Белов;
- Максим Харитонов и другие.
Активное участие в выставках и конкурсах длилось шесть лет, вплоть до 1988 года. По оценкам специалистов меньше чем за десятилетие было создано более 250 проектов бумажной архитектуры.
Рисунок 2. Конкурсный проект - здание Наркомтяжпрома, арх. К. Мельников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проекты этого направления в 2020 году были изданы отдельной книгой, в нее вошли работы более ста авторов.
Примечательно и то, что бумажная архитектура принесла России первую премию на Венецианской биеннале. Фотоработы И. Уткина под названием «Руины рая» были продемонстрированы в 2000 году, в них архитектор фиксировал как новые стройки разрушают старую Москву.
Сегодня бумажная архитектура остается столь же востребованной. как и раньше. Она нужна для обучения молодых специалистов, для тренировки, для мечтаний. Современная архитектура со всеми ее бесконечными возможностями для большинства архитекторов остается полем постоянной битвы за каждую новую творческую идею. В бумажной архитектуре возможно все, можно отменить законы физики и экономики, создать утопию, которая позволит взглянуть иначе на то, что происходит в современном мире и сделать выводы о том пути, по которому мы движемся. Строительная отрасль всегда очень остро реагирует на изменения, которые происходят в мире, в стране. При стабильности, постоянном развитии отрасль чувствует себя прекрасно, но первые же волнения становятся причиной сворачивания крупных проектов.