Краткая биография
Жан-Франсуа Тома де Томон (12 апреля 1760 – 4 сентября 1813) – французский архитектор, рисовальщик, долгое время работавший в России. Является представителем зрелого классицизма.
Известно, что на творчество де Томона большое влияние оказала деятельность архитектора Никола Леду. Творческое кредо Томона было сформировано во многом благодаря этому специалисту.
В 1780-х годах он проходил обучение в Парижской академии, по окончании получил большую римскую премию. На эти деньги Тома де Томон отправляется в Италию для дальнейшего обучения.
По приезду в Италию архитектор поселился в Риме и усердно начал изучать памятники императорской эпохи, впоследствии в своих проектах де Томон придерживался исключительно такого архитектурного стиля. Известно, что, живя в Риме, архитектор писал картины акварелью, а также масляными красками рисовал перспективные виды и пейзажи в стиле Гюбера Робера и Гаспара Пуссена. В связи с бушующей французской революцией Тома де Томон не стал возвращаться на родину, а поселился в Вене.
В 1799 году князь М. А. Голицын приглашает перспективного зодчего в Санкт-Петербург. Здесь он быстро набирает популярность в высшем обществе благодаря своим мастерским карандашным и акварельным рисункам. С 1800 года Тома де Томон начинает преподавать в Академии художеств, а с 1811 года – в Институте корпуса инженеров путей сообщения.
В эти же годы, император Александр I приказывает составить проект реконструкции Большого театра, выстроенного в Санкт-Петербурге. Тома де Томон успешно справляется с данной задачей в 1805 году, за что получает титул придворного архитектора.
Рисунок 1. Дом графини А.Г. Лаваль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последующие 10 лет архитектор работает изобретателем рисунков (инвентором) на Императорском Стеклянном Заводе в Санкт-Петербурге. В 1805 году Тома де Томон взялся за неудачный проект от Кварнеги. Это здание должно было стать биржей на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, но проект не был закончен, потому что возводимое сооружение не соответствовало облику города и градостроительным задачам того времени.
Примечательно, что проект Тома де Томона был реализован в виде уже существующего величественного сооружения, образцом для которого являлся храм в греческой Пестуме. Здание Биржи окружалось двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому вели широкие парадные лестницы.
Одновременно со строительством Биржи де Томон занимается разработкой проекта ансамбля стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве. Данный ансамбль прекрасно раскрывает талант архитектора, умение мыслить пространственными категориями города. Можно сказать, что этот ансамбль формирует потенциал самого стиля ампир.
В 1806 году архитектор побеждает в конкурсе на лучший проект мавзолея Павлу I в городе Павловске. Данное сооружение имело вид древнегреческого храма, фасад которого украшали четыре дорические колонны из красного гранита. Они опирались на гранитный подиум и воспринимали нагрузку от фронтона с надписью: «Супругу-Благодетелю».
Известные сооружения Тома де Томона
Среди известных проектов архитектора можно выделить:
- здание старого Одесского оперного театра, законченное в 1809 году. Здание было первым театром в Одессе по времени постройки и известности;
- здание военного госпиталя в Одессе. Проект был завершен в 1821 году. Первоначальное здание в классическом стиле разработал Тома де Томон. Однако в связи с нехваткой финансирования в проект были внесены некоторые изменения уже другими архитекторами;
- Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы. Это сооружение и по сей день является главной достопримечательностью центра Полтавы;
- фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село.
- дом графини А. Г. Лаваль. Это здание является типичным олицетворением ампирного особняка. Сооружение отличается монументальностью, а также простотой объемно-планировочных решений и лаконизмом декора. Прямоугольный в плане особняк имеет большой внутренний двор. Центральная часть здания подчеркивается десятью ионическими колоннами, воспринимающими нагрузку от ступенчатого аттика.
Рисунок 2. Монумент Славы в Полтаве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что при обследовании здания Большого театра в 1813 году, архитектор упал с вспомогательных лесов и через несколько месяцев скончался от полученных травм. Похоронен Тома де Томон был на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1955 году прах зодчего, а также надгробный памятник был перемещен в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Образ в искусстве
Следует отметить, что достоверных портретов архитектора Томона не сохранилось. В источниках упоминается, что во время его пребывания в Вене, портрет архитектора был нарисован французской художницей Элизабет Виже-Лебрен, однако сегодняшнее местонахождение этой картины неизвестно. Данное предположение основывается на «Записках» художницы. В списке своих работ, написанных в Вене, она указывает портрет, который бил написан с месье Тома, архитектора.
В некоторых советских изданиях фигурирует портрет пермского губернского прокурора Ивана Панаева, ошибочно выдаваемый за изображение Тома де Томона.
В 2009 году в Санкт-Петербурге установили памятник «Зодчеству Петербурга», он располагается напротив выхода в город со станции метро «Спасская». Данный знак представлял собой медальон, на котором выбиты фамилии архитекторов, внесших наибольший вклад в развитие Петербурга. Имя Ж.-Ф. Тома де Томона также фигурирует в этом списке.
В 2011 году в Санкт-Петербурге была установлена скульптурная композиция под названием «Зодчие». Она представляет собой несколько скульптур великих архитекторов Российской империи, причастных к созданию облика Петербурга. Среди данных статуй имеется и фигура Тома де Томона. Спустя 7 лет выяснилось, что скульптор Александр Таратынов вместо Тома де Томона изобразил английского ученого Томаса Томсона. Скульптор признал ошибку и публично заявил, что фотографию взял из «интернет-ресурсов».