Краткая биография
Рафаэль Санти (28 марта 1483 года – 6 апреля 1520) – великий итальянский архитектор, живописец. Являлся ярким представителем умбрийской школы.
Творчество Рафаэля привлекает людей своей гармоничностью. Оно воплощает в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, а также высокие идеалы красоты, весьма характерные для эпохи Высокого Возрождения.
Рисунок 1. Рафаэль Санти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рафаэль родился в творческой семье живописца Джованни Санти. В начале XVI века он переезжает в Перуджу и поступает в мастерскую Перуджино. Примечательно, что даже в самых ранних произведениях художника прослеживается рука высокоодаренного художника. В начале своего творчества Рафаэль написал следующие картины:
- «Три грации», Музей Конде, Шантийи;
- «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- «Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон.
Отучившись в мастерской Перуджино, Рафаэль создал холст «Обручение Марии» в 1504 году (Галерея Брера, Милан). Эта картина по пространственному построению очень напоминает фреску Перуджино «Передача ключей». Данную композицию увенчивает эффектное купольное сооружение, которое коррелирует с полуциркульным обрамлением.
В 1504 году Рафаэль отправляется во Флоренцию, где начинает изучение работ выдающихся художников данного региона. В особенности его привлекает творчество Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи. Здесь Рафаэль также занимается освоением анатомии и перспективы. В этот период в живописи художника появляется больше действия, однако общая система композиции остается при этом весьма уравновешенной. Эти тенденции ярко проявляются в работе под названием «Святой Георгий», законченной в 1505 году (Национальная галерея, Вашингтон). Надо сказать, что известность Рафаэль приобрел благодаря своим алтарным образам. Его мадонны, написанные в период с 1504 по 1508 годы, наполнены чистой материнской прелестью, либо держат младенца на руках, либо сидят на зеленой поляне, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественный музей в Вене). В это же время менее удачно дается Рафаэлю многофигурная композиция, которая задумывалась на драматическое полотно («Положение во Гроб», Галерея Боргезе, Рим).
В 1508 году художник получает приглашение от римского папы Юлия II на работу в Ватиканском дворце. Здесь Рафаэль ближе знакомится с античной культурой и принимает участие в некоторых раскопках. В этот период он занимался росписью парадных залов Ватиканского дворца. Надо сказать, что в содержание этих фресок Рафаэль заложил гораздо более глубокий смысл, чем было задумано в официальной программе. Предполагалось, что данные изображения лишь должны будут прославлять католическую церковь и Папу римского, но в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, а также его всестороннего развития, совершенства природы и духовных сил. В этих многолюдных торжественных композициях действия, как правило, происходят на фоне или внутри различных ренессансных зданий. У Рафаэля мастерски получилось сочетание нарисованного пространства с реальным, не создающего при этом впечатления обмана зрения.
Архитектура Рафаэля
Деятельность Рафаэля-архитектора без сомнения выделяется на фоне других его творческих талантов. Она представляет собой некое связующее звено, соединяющее творчество Браманте и Палладио. Должность главного архитектора собора святого Петра перешла к Рафаэлю после смерти Браманте. В новом статусе художник разрабатывает новый, базиликальный план и достраивает начатый Браманте двор с Лоджиями в Ватикане.
В 1509 году в Риме Рафаэль построил круглую в плане церковь Сант-Элиджо, а позднее занимался строительством капеллы Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
В 1515 году архитектор построил палаццо Видони-Каффарелли со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа, которые были расположены на рустованном первом этаже. Помимо вышеупомянутых сооружений Рафаэль приложил руку к строительству таких зданий, как:
- Бранконио дель Аквила. Здание было сдано в эксплуатацию в 1520 году, но не сохранилось до наших дней;
- Пандольфини во Флоренции. Известно, что здесь Рафаэль работал в паре с Дж. Да Сангалло, сооружение примечательно интимностью своих интерьеров и благородной сдержанностью форм.
Во всех своих произведениях Рафаэль связывал рельеф фасадного декорирования с рисунком и соседними архитектурными ансамблями, а также с размерами сооружений, их назначением. Он стремился придать каждому дворцу более праздничный и индивидуальный внешний вид.
Известен весьма интересный опыт Рафаэля при строительстве римской виллы Мадама, которая в конечном итоге так и не была завершена. В 1517 году возведение здания было продолжено А. да Сангалло Младшим. Вилла была интегрирована в окружающее пространство посредством органической связи с окрестными дворами, садами и огромным террасным парком.
Портреты Рафаэля
Помимо религиозных полотен и архитектурных сооружений Рафаэль создал несколько портретов, в частности «Портрет папы Юлия II». В заметках современников сказано, что Рафаэль написал этот портрет на пике своей популярности, портрет поражал людей своей похожестью на живого папу. Также по заказам папского окружения Рафаэлем были написаны такие портреты, как «Портрет Льва X с кардиналами» и «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».
Рисунок 2. Дама с покрывалом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Весьма примечательна такая работа художника, как портрет Бальдассаре Кастильоне, написанный в 1515 году. Спустя много десятилетий этот портрет будут копировать такие мастера, как Рембрандт и Рубенс. Известно, что первый под впечатлением от него написал не менее величественную картину «Автопортрет».
Последним портретным изображением Рафаэля стала его работа «Автопортрет с другом», законченная в 1520 году. До сих пор неизвестно, какому именно другу Рафаэль положил руку на плечо на этом холсте.