Древние авторы в своих трудах описывают хозяйство и образ жизни скотоводческих племен степей Евразии. В этих описаниях часто говорится о том, что племена кочуют с места на место в зависимости от наличия травы и воды. Однако на самом деле существовало несколько форм скотоводства.
Археологи выделяют три основных вида скотоводства:
- кочевое,
- полукочевое,
- оседлое.
Кочевое скотоводство
Данный вид скотоводства предполагал круглогодичное кочевание племен в сухих степях, пустынях и полупустынях Западного и Центрального Казахстана. На этих территориях не было развито земледелие.
Племена разводили овец, верблюдов и лошадей. Крупного рогатого скота было мало. Кочевники переезжали с одного места на другое в кибитках, покрытых войлоком.
Зиму кочевники проводили на стоянках, которые располагали на побережье рек или в защищенных от ветра и снегопада песках. Кочевники не останавливались там надолго. Покинув их, кочевники снова осваивали новые пастбища и искали подходящие места для зимовки. Вспомогательной отраслью хозяйства была охота.
Полукочевое скотоводство
Полукочевое скотоводство предполагало наличие постоянных жилищ, куда скотоводы каждый год возвращались на зимовку. Полукочевое скотоводство было распространено в зонах чередования степной, лесной и высокогорной растительности – это районы Семиречья и Восточного Казахстана с горными системами Тянь-Шаня и Алтая.
Сезонные пастбища располагались на небольших расстояниях друг от друга, поэтому, в отличие от кочевого скотоводство, при полукочевом скотоводстве радиус перекочевок был небольшим. Также был распространен вертикальный способ кочевания – с зимовок в долинах рек через весенние пастбища в предгорьях — на летовки в высокогорные альпийские луга.
В начале I тыс. до н. э. в Семиречье, Восточном Казахстане и в других районах с такими же климатом сложилась пастбищно-кочевая система. Для нее характерно посезонное распределение пастбищных угодий и водных источников в пределах общинно-родовых и межплеменных границ землепользования.
На призимовочной территории, там, где выращивали просо, ячмень и пшеницу, большое значение по-прежнему имело богарное земледелие. Люди разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот. Заготавливали сено, у людей появилась возможность полустойлового содержания более ценных пород скота. Чтобы иметь возможность в течение длительного времени находиться на зимовках, людям приходилось строить постоянные жилища. Строительным материалом служили дерево, камень и камыш.
Археологические раскопки, проведенные в Бесшатырском могильнике, и исследование бревенчатых срубов и похожих на юрту сооружений, указывают на то, что в то время уже сложилась традиция возведения жилищ.
Придомовое скотоводство
Оседлое (придомовое) скотоводство получило распространение в районах Южного Казахстана по берегам рек Сыр-Дарьи, Чу, Таласа, Арыси, а также на склонах хребта Каратау, в местностях, где было большое количество водоемов и сенокосных угодий.
Природные условия и близость земледельческих центров Согда и Ферганы привело к тому, что здесь получили распространение ирригационное и богарное земледелие, население перешло к оседлому образу жизни, появились крупные земледельческие поселения, особенно в конце I тыс. до н. э., когда началось массовое оседание на землю крупных скотоводческих общин.
Весенние, летние и осенние пастбищные выпасы стад, среди которых крупный рогатый скот занимал значительную долю, проводились отдельными семьями в рамках земледельческо-скотоводческой общины.
В древности границы между всеми тремя видами скотоводства были размытыми. Племена, у которых был распространен тот или иной вид пастбищно-экстенсивного скотоводства, не превращались в обособленные экономические районы.
Между земледелием и скотоводством внутри каждой природно-климатической зоны, постоянно происходил процесс взаимодействия.
Часто члены одной группы родственных племен занимались кочевым скотоводством, а другие занимались земледелием. Например, в Центральном Казахстане параллельно с кочевым скотоводством, развивалось и полукочевое в горнолесных массивах Каркаралы, Баян-Аула, Кызылтас, Улутау, Чингиз-тау.
У родственных племен степного Прииртышья и Горного Алтая тоже были распространены разные виды скотоводства. В лесостепных районах Северного Казахстана скотоводческое хозяйство, вероятно, было оседлым и полуоседлым.
Савроматские племена, проживавшие на северо-западе Казахстана, занимались полукочевым скотоводством. Об этом свидетельствуют находки в курганных могидльниках, расположенных вдоль рек Млек, Б.Хобда и Орь. Племена Северного Прикаспия, входившие в тот же союз савроматских племен, вели исключительно кочевой образ жизни.
В Южном Казахстане было развито полукочевое скотоводство. На этих территориях были распространено поливное земледелие и оседлость.