Тшинецкая культура – это археологическая культура, получившая распространение в бронзовом веке (XIX-XI вв. до н. э.) на территории современных Польши, Белоруссии, северной Украины и частично средней России. Название культуры происходит от названия польского города Тштинец, но из-за трудностей прочтения на русском это наименование упростили, в результате культуру стали называть тшинецкой.
По мнению польских археологов, тшинецкая культура произошла из культуры шнуровой керамики и гребенчатой керамики. Но носители первой культуры были индоевропейцами, а носители второй – нет. Определенный вклад в развитие тшинецкой культуры внесла ивенская культура, получившая распространение в северной Польше.
Также на развитие тшинецкой культуры оказала влияние предлужицкая культура. Слияние этих культур привело к образованию лужицкой культуры. Но большая часть территории, на которой развивалась тшинецкая культура, не вошла в состав лужицкой.
Этногенез
Тшинецкая культура считается прославянской. Впервые данную точку зрения высказал польский археолог Стефан Носек. Его коллеги, археологи А. Гардавский (Польша) и С. С. Березанская (СССР), выявили тшинецко-комаровскую общность и считали, что пределы этой культуры находились за Днепром. Это позволило академику Б. А. Рыбакову определить широкую прародину славян во II тыс. до н. э. от Одера до Днепра.
Стоит отметить, что II тыс. до н. э. – время, когда по глоттохронологии славянский язык выделился из балтославянской общности. Правда, Рыбаков был неприятно удивлен тем, что тшинецкая культура была довольно отсталой. Он объяснял это тем, что эта культура была удалена от римской цивилизации.
Однако позднее выяснилось, что лужицкая культура, вроде бы дочерняя по отношению к тшинецкой, была германской.
Но тшеницкая культура заметно отличается от культур германского облика. В ней нет тех этнографических особенностей, которые имеются в германской культуре. А ее погребальный обряд имел общие черты с погребальным обрядом балтских культур.
Ряд ученых относят ее к балтославянской – исходной для балтов и славян. Однако доказательств данной гипотезы нет.
Не исключен вклад в развитие тшеницкой культуры поздненеолитической культуры гребенчатой керамики, которая в начале II тыс. до н. э. была распространена на северо-востоке Польши, в Белоруссии и Украине.
Поселения
Создатели тшинецкой культуры селились рядом с реками на песчаных всхолмлениях.
Жили они в основном в землянках или наземных постройках столбовой конструкции. Основным занятием населения были земледелие и животноводство.
Святилища
На берегу Днепра археологи обнаружили селище близ хутора Пустынна. Там раскопали 19 больших полуземлянок с наземными амбарами и двумя святилищами.
Одно святилище было круглым в основании с четырьмя ямами внутри и длинным ровиком, заполненным обожженными зернотерками (их было более 120).
Зернотерки обжигали на стороне. Помимо них, среди артефактов был найден сосуд с отпечатками зерен и изготовленный из камня серп.
Могильники
Для тшинецкой культуры характерны курганные и бескурганные могильники. Умерших клали на боку.
В бескурганных могильниках встречаются трупосожжения, но редко.
Среди погребального инвентаря археологи чаще всего находили изделия из керамики, орудия из кремня и металла.
Керамика
Для тшинецкой культуры характерна лепная керамика. Мастера чаще всего изготавливали вытянутые кверху горшки с косо срезанным венчиком, глубокие миски и ситовидные сосуды.
В южных районах были распространены кубки и вазовидные сосуды на пустых поддонах. Часто эти изделия декорировали шишковидными выступами, вертикальными бороздками, ямками. Встречаются сосуды на четырех ножках.
Металлические изделия встречаются редко. Среди находок – бронзовые кинжалы, булавки, браслеты, кольца. Наибольший интерес представляет диадема с изображением солнца. Найдено большое количество каменных орудий – это скребки, кремневые наконечники стрел, топоры и др.