В VII-XIV вв. производство стекла в странах мусульманского Востока было инновационным. Мастера изготавливали стекло с рельефной огранкой и эффектные позолоченные и эмалированные предметы.
Стеклянные изделия, произведенные исламскими мастерами, считались лучшими в мире. Они создавали и предметы роскоши, и простые сосуды для хранения масел, духов и различных жидкостей. Стеклянные изделия, созданные исламскими мастерами, были распространены по всему исламскому Востоку, Юго-Восточной Азии, а также в северном Китае и Европе.
Технология изготовления исламского стекла
Вплоть до конца VIII - начала IX века н. э. исламские стеклянные изделия на имели никаких характерных особенностей, несмотря на то, что на территории Ближнего Востока и Северной Африки происходили огромные религиозные и социально-политические изменения, которые, по каким-то причинам, не оказали влияния на работу стекольных мастерских.
В римской (Левант и Египет) и Сасанидской промышленности техника производства стекла не менялась в течение нескольких сотен лет. Когда части региона были объединены, происходил обмен идеями и техниками, и в результате сформировалась единая технология изготовления стекла, что в последующем привело к развитию исламской стекольной промышленности.
Для римской традиции изготовления стекла характерно нанесение стеклянных дорожек в качестве украшения поверхности. Для сасанидского стиля характерны различные способы огранки стекла.
Что касается технологии производства стекла, то в Леванте в ранний исламский период для производства слябов из необработанного стекла для экспорта использовались печи-резервуары, их применение в том же регионе продолжалось вплоть до X-XI вв. нашей эры.
Со временем рецепт изготовления стекла изменился. Это доказывают эксперименты с основным рецептом приготовления стекла в Бет-Шеарим (территория современного Израиля) в начале IX века н. э. Анализ стеклянной плиты, изготовленной из резервуарной формы с этого места, показал, что в ней содержится большое количество извести. Римский же рецепт предполагал содержание богатого кальцием песка и минерального натрона.
Развитие исламского стеклоделия в середине VII - конце XII века н. э.
В середине VII-конце XII века н.э. производство стекла было сконцентрировано в трех основных регионах исламского мира – Восточном Средиземноморье, Персии и Месопотамии. Это подтверждают многочисленные находки в виде различных стеклянных изделий.
Во времена халифата Аббасидов стеклянная посуда исламских мастеров распространилась по всей империи, поэтому выяснить, где именно было изготовлено то или иное изделие, очень сложно.
Несмотря на развитие стекольного ремесла и формирование стиля исламских стеклодувов, лишь некоторые их изделия были подписаны или датированы.
Большинство декоративных традиций, получивших распространение в ранний исламский период, были связаны с манипуляциями с самим стеклом и включали нанесение рисунка, резьбу и выдувание формы.
Одной из отличительных черт раннего исламского периода является использование расписной посуды.
Исламское стекло в XII-XIV веках н. э.
XII-XIV веках н. э. принято считать «золотым веком» исламского стеклоделия. В этот период активно совершенствовались различные полихромные декоративные техники, самыми важными из которых являются мраморное покрытие, эмалирование и золочение, а вот рельефная резьба и роспись по глине стали реже использоваться.
Золочение в этот период состояло в нанесении небольшого количества золота на поверхность стеклянного изделия, после чего оно обжигалось, чтобы материалы сплавились.
Особенностью стекольного дела того времени является активное взаимодействие между Ближним Востоком и Европой. В результате Крестовых походов европейцы узнали о позолоченных и эмалированных сосудах.
В более поздний период исламское стекольное производство развивалось под влиянием европейского стеклоделия.
Образцы стеклодельного искусства исламских мастеров
Из наиболее интересных изделий, созданных исламскими стеклодувами, до нашего времени сохранилась миска IX века. По мнению исследователей, она сделана в Ираке в технике меллифиори.
Такие изделия собирали как мозаику из маленьких кусочков стекла, которые потом спаивали вместе под действием высокой температуры. Такие изделия покрывали сверху линзой из прозрачного стекла, благодаря которой узор выглядел объемным. Данная техника была придумана древними египтянами, но потом была забыта. В VIII-IX веках эту технику возродили мастера Месопотамии. Ее использовали в процессе создания различных изделий для аббасидских халифов в Багдаде и Самарре.
Еще одно интересное изделие из стекла, созданное исламскими мастерами, это бутылка VII-VIII вв. н. э. Ее, скорее всего, изготовили в Египте или в Сирии. Это уникальный образец горячего декорирования стекла, когда украшения на изделие наносятся непосредственно в процессе формирования горячекатаного стекла.
Украшающие бутылку узоры появились в переходный период от римского к исламскому способу производства стекла.