Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Создание в странах Европы первых государственных учреждений по охране памятников

Опыт зарубежных стран в области охраны памятников

На государственном уровне вопросами охраны памятников истории и культуры первой в Европе начала заниматься Франция, создав в 1830 г. Генеральную инспекцию по охране памятников.

Вопросами историко-культурного наследия непосредственно занимались коммуны. Охрана памятников регламентировалась рядом правовых актов, принятых в 1913 г., 1930 г., 1941 г., 1968 г., 1983 г., а также Программным законом № 88-12 от 5 января 1988 г.

Для всех старых городов характерной является современная проблема, связанная с сохранением их историко-культурного наследия. Во Франции было создано 76 охранных зон, которые охватывали центры исторических городов. Охранные зоны имели свои нормативные документы, в которых указывались ограничения на снос зданий и вырубку деревьев.

Объекты, охраняемые государством, включались в специальный список памятников, ведение которого находилось в компетенции министра по делам культуры. Объекты, не являвшиеся государственной собственностью, в список включались с согласия собственника.

Министерство по делам культуры давало специальные санкции на перемещение и разрушение памятников, их реставрацию и перестройку. Реставрация памятников, находящихся в частной собственности, назначалась по требованию министра.

В Великобритании в 1877 г. было создано Общество охраны старинных зданий, которое занималось охраной и восстановлением архитектурного наследия. Несмотря на то, что в Великобритании на сегодняшний день нет единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры, она в 1882 г. приняла первый специальный закон о памятниках старины. Законы, посвященные различным аспектам охраны памятников, были приняты в XX в.

В конце XX в. в Англии были приняты законы о Национальном наследии, которые в последующем времени могли быть изменены. В списки охраняемых объектов обязательно включались все здания, с первоначальным видом, построенные до 1700 г., а также основная часть зданий грегорианского периода британской архитектуры (1700-1840 гг.).

«Создание в странах Европы первых государственных учреждений по охране памятников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Из более поздних строений в список вносились те, которые принадлежали викторианской эпохе (1840-1900 гг.).

Охрану культурного наследия в XIX в. на законодательном уровне закрепила Греция, принявшая в 1834 г. первый правовой акт, запрещающий вывоз памятников искусства. Новый закон «Об охране культурного наследия» Греция приняла в июне 2002 г.

Этот закон касался не только охраны памятников, но также регулировал вопросы коллекционирования, функционирования антикварного рынка, археологических раскопок, ввоза и вывоза культурных ценностей.

Все древности, находящиеся на территории страны с периода раннего христианства и до падения Византии, объявлялись собственностью государства.

Государственные учреждения по охране памятников в США

Довольно длительную историю имеют Американские государственные учреждения по вопросам охраны памятников истории и культуры.

В 1906 г. в стране был принят Закон «О древностях». Президент страны на основании этого закона был наделен полномочиями решать вопросы относить или не относить объекты, находившиеся на земле федеральной администрации, к категории памятников, подлежащих охране.

На сегодняшний день в США действует довольно сложная, но действенная система охраны памятников. Эта система сочетает с одной стороны, признание и сохранение национального наследия как общественной ценности, а с другой стороны, уважение интересов частных собственников.

В Своде законов США дается определение памятников истории и культуры. К памятникам истории, согласно этому закону, относятся районы, территории, здания, сооружения, объекты, числящиеся в Национальном реестре. Вопросами, касающимися этих памятников на федеральном уровне ведает министр внутренних дел.

Закон 1966 г. обязывает министерство составлять Национальный реестр и вносить в него районы, территории, здания, сооружения и другие объекты, которые с точки зрения американской истории, архитектуры, техники культуры, археологии, имеют ценность.

Конгресс США в 1976 г. принял Закон «О комплексном использовании общественных зданий» и предусмотрел меры, которые должны проводиться в жизнь главой ведомства публичных служб.

Система охраны памятников в США имеет отличительную черту – это высокая степень децентрализации. Штаты страны самостоятельно ведут работу по выявлению и учету памятников, они же распоряжаются федеральными грантами, значительная часть которых направляется в муниципалитеты, частным лицам, общественным организациям.

Помимо этого муниципалитеты распределяют собственные субсидии. Штаты и федеральное правительство непосредственное состояние памятников не контролируют, они осуществляют только моральное и материальное поощрение.

Однако это совсем не означает, что наблюдение за сохранностью памятников полностью отдано в ведение частным и общественным организациям. Муниципалитеты имеют право регулировать использование исторических и архитектурных памятников и жестко эту область контролируют.

Специальные комиссии, созданные на местах, принимают решение о статусе памятника, определяют границы исторических районов, запрещают или разрешают снос ценных зданий частными владельцами.

Законодательство Италии и Польши о памятниках истории и культуры

В итальянском законодательстве в сфере охраны памятников культуры в 1997 г. была начата серьезная реформа. Правительству страны было предписано принять законодательный декрет с единым текстом, объединяющим и согласующим все нормативные положения по вопросам ценностей культуры и окружающей среды.

Законодательный декрет № 490 по вопросу единого текста был принят 29 октября 1999 г. Он объединил и систематизировал разрозненные нормативные положения, а также упростил некоторые процедуры, предусмотренные законодательством.

В отдельную категорию были выделены объекты недвижимости, имеющие геологическую уникальность или природную красоту, виллы, сады, парки, объекты эстетической и традиционной ценности.

Правовые основы охраны памятников истории и культуры в Польше в настоящее время регламентируются предписаниями закона «Об охране памятников и опеке над памятниками» – данный закон был принят в 2003 г.

По отношению к закону 1962 г. «Об охране культурных ценностей», который действовал до этого времени, новым для польского законодательства является четкое разделение понятий «охрана памятников» и «опека над памятниками».

Замечание 1

Охрана памятников – это предмет деятельности органов публичной администрации. Опека – предмет деятельности собственников или владельцев памятников.

В новом законе дается подробный перечень, подлежащих охране и опеке, видов памятников независимо от состояния их сохранности.

Памятники классифицируются по трем группам:

  • движимые памятники, к которым отнесены произведения изобразительного искусства, бытовые предметы, художественные промыслы, исторические знаки, включая военное снаряжение, печати, флаги и др.;
  • недвижимые памятники, к которым относятся культурные ландшафты, градостроительные композиции, памятники архитектуры и строительства, произведения оборонного строительства, технические объекты, сады, парки и др.;
  • археологические памятники.

Использование недвижимых памятников, на основании закона, принятого в 2003 г., возможно только теми способами, которые соответствуют принципам охраны памятников с обязательным учетом их культурной ценности.

Министр культуры и воеводы осуществляют высший надзор за охраной памятников.

Дата написания статьи: 08.03.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot