Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Скопас: «Раненый воин», «Геракл», «Танцующая менада»

«Раненый воин»

Скопас был представителем неоаттической школы, один из мастеров греческой классики, главным материалом для которого служил мрамор. Он принимал участие в строительстве храма Афины в Тегее. Главной особенностью его скульптур является динамичность образов, их нескрываемая страстность.

Он прибегает к необычному изображению черт лица – то глубоко посаженные глаза и приоткрытый рот, то складки на лбу. Скопас создал новый тип, вместо правильной яйцевидной головы и неподвижных черт у него кубическая, на мощной шее голова, с небольшими запавшими глазами, искаженная страданием и скорбным светом.

Это голова воина с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее, хранящаяся в Афинах. Фронтон храма, украшением которого является его скульптура, создавался под руководством Скопаса.

Ранее воины изображались по-другому. При всех вариациях иконографических жестов и поз лица сохраняли невозмутимость, брови иногда скорбно изгибались, и уголки губ были слегка опущены. Теперь же вся структура лица изменилась, деформировалась и голова воина, которая дышит открытым пафосом.

«Раненый воин». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. «Раненый воин». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На висках воина слегка топорщатся волосы, как будто их тронул ветерок Асимметрия лица резко усилена, потому что оно находится в сложном ракурсе – показано снизу. Свою гибель герой встречает исполненным силы.

В образе еще угадывается дыхание классики – нет гримас боли и отчаяния, которые были характерны для образов позднейшего времени. Образ скульптор решил с помощью пластических композиционных средств – наклоном головы, глубиной посадки глаз и их расположением.

Скопас использует расхождение линий бровей и век, которые в классических изваяниях шли параллельно. Теперь же, нависшие надбровные дуги значительно усиливают впечатление глубоко запавших глаз, что воспринимается как признак мучительного диссонанса.

«Скопас: «Раненый воин», «Геракл», «Танцующая менада»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Не сохраняет прямой посадки и шея – она изгибается, кренится, как бы, вращаясь вслед за тяжелой головой. С прежним скульптурным идеалом покончено, о чем свидетельствуют работы мастера, дошедшие до нас, правда, фрагментарно.

Голова воина плотная, тяжелая, чувственная – как будто молотом приплюснут старый классический овал. На лбу глубокие горизонтальные морщины – это будет характерной приметой образа Геракла.

Трагедия героя Скопаса началась раньше и дала о себе знать во фризе Аполлона в Бассах, где деформация тел и голов уже встречалась. На этот раз Скопас утверждает искаженность пропорций и черт как принцип, как новый идеал страсти и страдания.

Глубокая рельефная проработка лица не искажает его формы, и воин остается молодым и красивым.

У Скопаса глаза героев выпуклые с напряженным глазным яблоком – это глаза-космосы, вращающиеся в своих орбитах из которых свет, скрытый внутри, как в глубоком колодце, проникает наружу.

«Менада»

Скопас отказался от традиционного для греческой классики стиля и ввел в изобразительное искусство тему борьбы страстей и душевных переживаний. С этой целью он использовал новаторские выразительные приемы и динамическую композицию лепки.

Скульптор насыщает свои произведения драматизмом, стремится раскрыть сложные чувства человека и его переживания. Его герои воплощают качества сильных и доблестных людей, однако порывы страсти придают образам патетический характер, нарушая их гармоническую ясность.

Из несохранившихся скульптур самой известной и прославленной была «Менада». Это статуэтка девушки, спутницы бога Диониса, которая несется в безумном танце. Голова танцовщицы запрокинута, тело закручивается в спираль, а развевающиеся одежды показывают ее красоту.

Менада Скопаса – это буря дионисийской пляски. Скульптор показывает, как девушка конвульсивно выгибает торс, напрягает все тело.

«Менада». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. «Менада». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Это произведение Скопаса александрийский грамматик Каллистрат называет «Менада, разрывающая козла». Хотя безумные пляски менад были очень древним обычаем, но никогда прежде дионисийская стихия не прорывалась в искусство с такой силой, где побеждала ясность и гармония.

Скопас отвергает эту ясность и предпочитает страсть – открытый рот, безумные глаза, искаженные черты лица. Если смотреть на статую Менады с разных сторон, то открываться будет что-то новое – то тело будет подобно натянутому луку, то будет изогнутым по спирали, как языки пламени.

До Скопаса ни одна греческая статуя не была так богата точками зрения, как Менада. Главная точка зрения, как у каждой греческой статуи – это профиль, но Менада находится в сильном вращательном движении, и познакомиться с ее профилем можно только обойдя ее кругом и только тогда можно получить полное представление о ее движении, мотиве одежды, о формах тела.

Материалом для статуи был паросский мрамор и, по мнению Каллистрата, этот твердый камень великолепно передавал образ Вакханки, на лице которой ясно выражался безумный экстаз.

Творческий дар художника показал признаки душевных переживаний, душу, уязвленную жалом безумия. Рука Менады изображена в движении, она несет на руках жертвенное животное – козу.

По воле художника камень передает состояние смерти – Вакханка, стремящаяся к Киферону, предстает живою, а коза уже умершей. Образ Менады был насыщен духовным порывом и такой эмоциональной динамикой, какую нельзя найти в истории греческого искусства.

Скульптор по-новому решает соотношение одежды и тела – он показывает обнаженное бедро Вакханки через распахнувшийся хитон острым сопоставлением ткани и фигуры, что нарушало классическую привычную гармонию одежды, которая воспринималась как эхо тела.

Сегодня уменьшенная римская копия «Менады» находится в музее Дрездена.

«Геракл»

Геракл – это олимпийский полубог, и ему поклонялись как божественному защитнику человечества.

Главным центром культа Геракла были Фивы, где он, как говорилось мифах, и родился. Классическое древнее искусство изображало его мужчиной с дубинкой в руках и плащом из львиной шкуры, с красивой и сильной мускулатурой.

Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, был одним из самых загадочных и сложных образов греческой мифологии. В Древнем Риме Геракла знали под именем Геркулеса, имевшим славу борца с несправедливостью.

«Геракл». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. «Геракл». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Смелость, выносливость и готовность Геракла служить людям делали его идеалом для стоиков.

Многие работы Скопаса известны по римским копиям, например, мраморная копия Геракл с тремя яблоками, которая находится в России, в Государственном Эрмитаже, отражает один из последних подвигов Геракла на службе у Ерифсея.

Геракл должен был похитить у Гесперид золотые яблоки вечной молодости, которые находились в заповедном саду. Геспериды – дочери брата титана Атланта – Геспера. Гераклу, прежде чем он достиг края земли, пришлось преодолеть многие препятствия и дойти до того места, где Атлант держал небесный свод на своих могучих плечах.

Чтобы сорвать яблоки, титан попросил Геракла встать на его место, а сам оправился в заповедный сад. После возвращения с яблоками титан отказался снова поддерживать небесный свод, и Геракл был вынужден прибегнуть к хитрости.

Ему удалось уговорить простодушного титана подложить под тяжелый свод подушку, и для этого ненадолго его сменить. Забрав яблоки, Геракл удалился.

На лице Геракла с фронтона храма Афины Алеи тоже видны следы суровых испытаний. Его брови сдвинуты к переносице, губы плотно сжаты. Скульптор использует перекрестное сопоставление – голова наклонена вниз, но взгляд героя идет вверх, исподлобья, усиливая, таким образом, напряженность.

Все формы будто собраны в узел. Это уже не тот Геракл, который совершал на метопах олимпийского храма свои подвиги.

В этом Геракле Скопас показывает больше человеческих эмоций.

Смысл таких образов заключается в выражении мучительной, полной борьбы красоты страдания, или патетики сильных чувств, которые проявляются смело, широко и открыто.

Дата написания статьи: 20.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot