Упадок культуры в позднеримской империи
В начале эпохи Средневековья продолжился процесс упадка культуры. Варварские племена разрушили многие античные города, в которых в то время была сконцентрирована вся культурная жизнь, дороги, ирригационные сооружения, библиотеки и памятники античного искусства.
Признаки упадка античной культуры наметились еще задолго до падения Римской империи. Так, в литературе поздней империи наметилась склонность к стилизации и изысканной аллегорической форме в ущерб содержанию. Также пришли в упадок наука и философия. Многие литературные произведения античных философов и писателей были забыты.
Глубокий кризис культуры в период поздней античности способствовал усилению роли христианской религии, которая в IV веке заняла господствующее положение и стала оказывать серьезное влияние на духовную жизнь общества.
Дальнейшему вырождению античной культуры способствовали нашествия варваров в V—VI вв.
В VI веке массово закрывались школы, грамотных людей становилось все меньше и меньше. Классическую латынь сменила вульгарная «варварская», или народная латынь. Резко сократилась сфера применения римского права. Параллельно с ним стало распространяться обычное право, прописанное в варварских правдах.
Упадок культуры в эпоху раннего Средневековья во многом был связан с особенностями складывающейся в Западной Европе церковно-феодальной идеологии, которую распространяла католическая церковь.
Роль Церкви в уничтожении античной культуры
Стоит отметить, что христианство сформировалось на фоне идейной борьбы с античной культурой, поэтому отношение к шедеврам античного искусства в раннем средневековье было негативным, и они просто уничтожались.
Представители духовенства считали памятники античной культуры языческими и видели в них угрозу распространени христианства, поэтому все памятники античности – книги, картины, скульптуры, научные знания – беспощадно уничтожались.
В состояние глубокого упадка пришли живопись, архитектура, скульптура. Однако кое-что из античного наследия все же было заимствовано Церковью. Христианство зародилось еще в эпоху Античности, в Римской империи без этих элементов суть религии не была бы понятной. Так, музыка нужна была для пения церковных гимнов, геометрия использовалась в строительстве храмов, астрономия позволяли вычислить даты наступления христианских праздников.
Так как античное наследие было признано языческим, то есть неугодным Богу, то Церковь его уничтожала. Но были и исключения. Так, монахи старательно переписывали речи древнеримского оратора Цицерона, хотя тот и был язычником.
Христиане изуродовали большое количество античных скульптур. Так, они уничтожили статую Афины из Пальмиры, созданную во II веке н. э. В IV веке христианские вандалы отбили статуе нос, руки, голову.
От статуи Афродиты, созданной в I веке н. э., осталась лишь одна голова. Ее нашли в Греции на Афинской агоре. Христианские вандалы выбили крест на лбу и подбородке скульптуры и отбили ее носовую часть.
Носы отбиты у многих античных статуй. Предполагается, что это связано с верой христиан в то, что безносая статуя не сможет дышать.
От рук варваров пострадали не только статуи богов, но и статуи известных правителей. Так, они изуродовали зеленый базанитовый бюст римского военачальника Германика, который скончался еще до зарождения христианства.
Также пострадала скульптура императора Августа из Эфеса.
Кроме того, христиане разрушали языческие храмы, святилища, образовательные заведения.
Возрождение интереса к античной культуре
Разрушение архитектурных сооружений уже в начале формирования городской культуры стало осознаваться как бедствие. Начал зарождаться интерес к античной архитектуре.
Об этом говорится в «Первой элегии о Риме» Хильдеберта Лаварденского, созданной им в начале XII веке после посещения Рима.
Интерес к античности стал возрождаться в эпоху Ренессанса. Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности.
К средневековым памятникам стало складываться негативное отношение, которое сохранялось до конца XVIII века.
Люди эпохи раннего Средневековья умели отличать античные памятники от христианских. Об этом говорится в 7-й книге «О граде Божием к Марцеллину против язычников» Блаженного Августина.
Деятели эпохи Ренессанса задавались целью возродить античную культуру и античный образ жизни. Эпоху Средневековья они оценивали как время темноты и невежества.