Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Раскопки В. И. Сизова на Дьяковском городище

Дьяковская культура

Дьяковская археологическая культура, существовавшая на нынешней территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей, относится к раннему железному веку (VII в. до нашей эры - V в. нашей эры).

Дьяковская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дьяковская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свое название она получила по Дьякову городищу (сегодня это часть музея-заповедника Коломенское), раскопки которого начались в 1864 г. Раскопки городища начинал Д. Я. Самоквасов, а продолжил в 1889 г. В. И. Сизов.

Специалисты не сомневались, что носители дьяковской культуры относятся к финно-угорскому типу и считаются предками племен мери и веси. Об этом свидетельствовала более древняя, чем у славян, топонимика.

Племена родственной городецкой культуры были предками муромы, мещеры, мордвы. Обе культуры являлись потомками культуры текстильной керамики Волго-Окского междуречья и Верхней Волги. Это было время поздней бронзы.

Предки дьяковцев, а потом и они сами двинулись на запад. Версия о славянском их происхождении тоже выглядит вполне обоснованной, поскольку часть дьяковских памятников находилась на Верхней Волге.

Дьяковское население занималось в основном скотоводством и в первую очередь разведением лошадей. Их выращивали не как тягловую силу, а на мяса и только позже стали использовать для верховой езды. Разводили также коров и свиней, поскольку селекция не производилась, то все животные были малорослыми.

Дьяковские поселения располагались по берегам рек, лесные массивы не заселялись, поэтому леса давали возможность для развития охоты. Охота шла на лося, оленя, косулю, кабана, медведя, рябчика, тетерева и на пушных зверей, шкурки которых были товаром экспортным.

«Раскопки В. И. Сизова на Дьяковском городище» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Земледелие на ранних этапах было примитивным и носило вспомогательный характер. Что касается социальных отношений, то дьяковцы жили родовым строем. Род состоял из нескольких больших семей и жил в особом городище.

Дьяковская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дьяковская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Общей родовой собственностью и главным богатством рода были стада скота, содержавшиеся в общем загоне.

Имущественная дифференциация еще не наблюдалась. Дьяковские городища строились на стыках двух рек и, по всей вероятности, такое городище было на месте Московского Кремля.

На первых порах городища укреплялись только частоколом и рвом. Усиление укреплений началось примерно с IV в. до нашей эры. Например, Кунцевское городище окружала тройная линия валов и частоколов.

Вместо частоколов устраивали и бревенчатые стены, одновременно служившие хозяйственными постройками. В городищах могло проживать до 200 человек.

На территории современной Москвы известно 10 городищ. В городищах находились не только жилые дома, но и хозяйственные постройки – амбары, хлева для животных.

В ряде городищ были найдены кузницы, а также дома для женщин, где они собирались для того, чтобы прясть и ткать.

Материальная и духовная культура дьяковцев

На ранних этапах дьяковской культуры орудия были из бронзы, а позже сменились на железные. В целом металла использовалось мало, зато орудия из кости были широко представлены. Металлические орудия на смену костяным пришли только к концу периода.

Специфичными для культуры были глиняные грузики конусовидной формы с внутренним каналом. Основание грузика всегда было фигурное и украшенное рубчиками. Назначение этих грузиков непонятно – возможно это были какие-то культовые предметы, а возможно это были пряслица для вертикального ткацкого станка.

С началом нашей эры отмечается качественный скачок в дьяковской культуре. Его причиной могли быть более развитые соседи, а может быть, и активное включение дьяковцев в международный обмен.

Под балтским влиянием в III в. грубая текстильная керамика сменилась совершенной чернолощеной. Сократился ассортимент костяных изделий и постепенно совсем исчез. Шло развитие ювелирного искусства, с III в. широко распространились украшения из бронзы, орнаментированные выемчатой разноцветной эмалью.

Из типично дьяковских ювелирных украшений были найдены бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, ажурные застежки-сюльгамы. В Кунцевском и Троицком городищах были обнаружены импортные предметы, выменянные на меха. Например, римские стеклянные бусы, обнаруженные на первом городище, и римская фибула I в. нашей эры, найденная на втором.

Дьяковские ювелирные изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Дьяковские ювелирные изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Через скифов и сарматов поступали вещи из Средиземноморья.

Своих усопших дьяковцы хоронили в специальных «домиках мертвых», предварительно их кремировав. Их захоронения в течение длительного времени были неизвестны, потому что похороны проходили вдали от городищ. Случайно были найдены два захоронения в самом городище. Первое - в Березняках на Волге, недалеко от Рыбинска (Ярославская область), второе - под Звенигородом (Московская область), вблизи Саввино-Сторожевского монастыря. Хоронили умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовыми «шумящими украшениями».

Немногочисленные свидетельства духовной жизни дьяковцев плохо поддаются истолкованию. В основном это миниатюрные зооморфные фигурки из глины, костяные поделки с изображениями животных в «зверином стиле» скифов. Найденные глиняные женские статуэтки явно были предметами культа.

Характерными для дьяковского искусства являются символы в виде соединенных вершинами двух треугольников, накладки и наконечники поясов со стилизованными фигурками людей – это так называемые «пляшущие человечки». Среди них постоянно повторялся образ фигуры с поднятыми вверх руками.

Изображение медведя и утки, по мнению А. Н. Башенькина – были предметами поклонения финно-угров: медведь – «хозяин леса», а утка – снесшая Мировое яйцо, являлась прародительницей всего сущего.

Финны считали, что душу умершего уносит птица, а в «домике мертвых» находили подвески в виде летящей птицы.

Раскопки В. И. Сизова

Раскопки в Дьякове за 15 лет до В. И. Сизова проводил Г. Д. Филимонов и Сизов об этом мог не знать.

В местах обитания людей образуется темный, насыщенный органикой, культурный слой из сгнивших строительных и бытовых остатков. В Дьяковском городище этот слой был мощным и доходил до 4-х метров.

Филимонов затронул при раскопах только верхнюю часть культурного слоя городища, а раскопки Сизова через 15 лет дали науке очень много информации.

В 1881 г. Сизова пригласили на должность ученого секретаря в Российский исторический музей, и предложение было принято. Для пополнения фонда музея, Сизов на средства музея проводил раскопки.

В 1889 г. он обратился к исследованию Дьякова городища, где в течение 10 дней провел небольшие работы. В больших масштабах он продолжил раскопки городища в 1890-1896 гг. О результатах он несколько раз писал в Московском археологическом обществе – «Археологические известия и заметки».

На начальной стадии раскопок В. И. Сизов понял, что находки в городище относятся к разным периодам. Под дерном сразу залегали остатки кирпичей беседки, украшенной изразцами. Беседка была построена для отдыха царя Алексея Михайловича в XVII в. около загородного дома в Коломенском.

Небольшое количество черепков сосудов находились ниже в земле. Изготовлены они были с помощью гончарного круга и украшены прочерченным линейным и волнистым орнаментом. Следующий культурный слой был основным. Насыщен он был осколками посуды, вылепленной от руки и покрытой отпечатками ткани.

Попадались поделки из кости, реже - медные и железные предметы. Сизов, в отличие от Филимонова, прошел весь культурный слой и углубил раскоп до материковой глины. В результате проделанной работы стало ясно, что Дьяковское городище возникло раньше подмосковных курганов, а это значит, что оно отражало более древний этап развития культуры.

Дьяково городище было приурочено к VI-VII вв. нашей эры с предположением, что жизнь там продолжалась вплоть до IX-X вв. На перерыв в заселении мыса указывала неоднородность четырехметрового культурного слоя. Сизов это понял и обратил внимание на то, что обломки глиняных сосудов, обнаруженные выше и ниже песчаного слоя, не совсем одинаковы.

В нижнем горизонте на черепках были отпечатки ткани, а в верхнем горизонте было много гладкостенной посуды. На основании этих наблюдений ученый подошел к построению периодизации аналогичных памятников.

Его вывод, что укрепления в городище были возведены на втором этапе жизни поселения, тоже оказался верным. Ученый в познание древностей Москвы и Подмосковья свой вклад внес не только раскопками в Дьякове. Он часто выезжал в разные уголки губернии, и все дальнейшие исследования проходили при его непосредственном участии.

Дата написания статьи: 12.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot