В раннем железном веке (IX в до н. э. - III век н. э.) Крым населяли киммерийцы и тавры, которых, скорее всего, вытеснили скифы.
Киммерийцы
Первое упоминание о племенах киммерийцев, населявших территорию Северного Причерноморья, встречается в «Илиаде» Гомера.
Геродот (V в. до н. э.) писал, что из-за нашествия скифов вожди киммерийцев были готовы дать отпор завоевателям. Вожди разделились на две группы и перебили друг друга, после этого киммерийцы ушли в Малую Азию.
Период с IX в. по первую половину VII в. до н.э. часто называют киммерийским.
Так, к нему относится погребение в кургане у села Целинного в Северном Присивашье. Умерший лежал в скорченном положении на боку головой на восток. Археологи обнаружили в захоронении спиральные подвески в полтора оборота из бронзовых гвоздей, обложенные золотым листом, обломок железного кинжала, сланцевый оселок с отверстием и лощеный грушевидный сосуд с отогнутым венчиком. В насыпи была найдена каменная стела с изображением воина, раньше она была установлена над погребением.
Такие стелы близки к оленным камням Восточной Евразии, представлявшим собой антропоморфные изображения животных, обычно оленей, и портупейный пояс с оружием.
Еще одно погребение было обнаружено в кургане рядом с селом Зольного недалеко от Симферополя. Там был похоронен воин. Он лежал в вытянутом положении на боку, головой к юго-западу. Из погребального инвентаря археологи обнаружили предметы вооружения – железный меч, бронзовые, железные и костяные втульчатые наконечники стрел, а также детали конского снаряжения, глиняный плоскодонный сосуд, каменный оселок и др.
Эти погребения представляют соответственно черногоровский и новочеркасский типы «киммерийских» древностей. Они отличаются друг от друга о характеру обряда и погребальному инвентарю.
В начале I тыс. до н. э. на территорию Восточной Европы пришли племена из Центральной Азии или из Южной Сибири. По мнению ученых, миграция ускорила переход в восточноевропейских степях от оседлого образа жизни к кочевому.
Местные племена совместно с пришельцами в Причерноморье создали памятники новочеркасского типа. Предшествуя непосредственно раннескифским погребениям, они могут быть приписаны киммерийцам.
Вероятно, вторгшиеся в восточноевропейские степи азиатские племена сыграли важную роль в формировании скифской культуры.
Через полвека после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда вторгаются скифы, которые потом через территорию современного Дагестана и Дербентский проход отправились на территорию нынешнего Азербайджана. Там скифы обосновались, включив в свой состав и местные племена.
Скифы
С III в. скифские племена концентрируются на Крымском полуострове. Как и киммерийцы, скифы тоже активно участвовали в военных походах в Переднюю Азию.
Они оказали огромное влияние на племена лесостепной и лесной зоны Восточной Европы.
Скифы занимали степные пространства Северного Причерноморья от Дуная до Дона. Среди скифов были те, кто занимался земледелием, но господствующее положение все же занимали царские скифы, занимавшиеся номадизмом в степях Северного Причерноморья и Крыма.
К VI в. до н. э. складывается окончательный облик скифской культуры.
Столицей поздней Скифии был город Неаполь в Крыму. Большая часть людей жили в лесостепной окраине Скифии в многочисленных оседлых поселениях и городищах. Скифы жили в наземных и углубленных в землю домах круглой формы, сложенных из бревен. Крыши были двускатными. Внутри жилища располагался глинобитный очаг.
Вокруг жилищ находились различные хозяйственные постройки, ямы для хранения зерна, остатки производств.
В поселениях археологи обнаружили большое количество хозяйственных изделий из железа: топоры, пилы, клещи, молотки, серпы. Также среди находок греческие амфоры и украшения.
К I в. до н.э. земли скифов завоевывают сарматы.
Сарматы
Сарматы являются родственниками скифов. С VII по IV вв. до н. э. эти племена населяли степи Заволжья и Приуралья.
В III в до н. э. сарматы вторглись на территории скифов, а в I в. до н. э. подчиняют их. В степях Восточной Европы сарматы обитали до IV в. н. э., потом их оттуда вытеснили гунны.
Культур сармат имела много общих черт с культурой скифов. Отличие в том, что сарматы вели исключительно кочевой образ жизни, у них не было поселений и городищ.
Основным памятников культуры сарматов являются погребения, совершаемые в ямах под курганами. В них археологи обнаружили большое количество оружия, в частности, трехлопастные наконечники стрел из бронзы и железа, луки, длинные мечи, копья, бронзовые шлемы, пластинчатые панцири и кольчуги. В женских погребениях тоже присутствует оружие.
Под влиянием греческих городов Северного Причерноморья у сармат появляются высокогорлые керамические кувшины с ручками и носиками-сливами.
В раннем железном веке степи Казахстана, Средней Азии и южной Сибири населяются родственные скифам и сарматам кочевые племена – саки, массагеты и гунны.