Псевдоархеология
Псевдоархеология (также альтернативная археология, любительская археология, народная археология) – это литературно-публицистические сочинения на археологические темы, претендующие на научность, но на самом деле таковыми не являющиеся. Их авторы обычно непрофессионалы, которые не используют в своей работе научные методы сбора и анализа данных.
Профессиональные археологи выступают с критикой псевдоархеологических методов и идей. Так, один из самых известных критиков, археолог Джон Р. Коул охарактеризовал псевдоархеологию как явление, для которого важна только сенсация, а наличие научных доказательств и аргументов для псевдоархеологов не важны.
Для изучения псевдоархеологи выбирают артефакты (например, сооружения, скульптуры), которые противоречат принятым в науке представлениям о факте или хронологии эволюции. Одним словом, в качестве объектов исследования они выбирают неуместные артефакты.
Большинство изученных псевдоархеологами артефактов оказались подделками или неверно интерпретированными находками.
Методы псевдоархеологов
Псевдоархеологи, чтобы доказать свои гипотезы, выстраивают археологические данные таким образом, чтобы они соответствовали желаемым выводам, которые, как правило, основаны на догадках, интуиции, религиозных или националистических идеях.
Часто псевдоархеологи стремятся доказать те или иные псевдоисторические, политические или антропологические теории. Во многих случаях делается априорный вывод, и проводятся полевые исследования для конкретизации лжетеории.
Псевдоархеологи, конечно, утверждают, что их выводы основаны на научных фактах, однако не приводят этому никаких доказательств.
Таким образом, псевдоархеологи предполагают, что их открытия будут приняты на веру, а научное мышление подменяют спекуляциями.
Так как у псевдоархеологов нет научных доказательств, они вместо них используют другие аргументы, например, они делают обобщенные культурные сравнения, отмечая внешнее сходство артефактов и памятников разных культур с целью доказательства наличия общего источника этих культур, которым, как правило, по их мнению оказывается какая-нибудь древняя затерянная цивилизация. Иными словами, псевдоархеологи выводят находки из исторического контекста, а для профессиональных археологов именно контекст имеет первостепенное значение.
Еще один тип доказательств, которые часто используют псевдоархеологи, это интерпретация различных мифов, в которых якобы запечатлены исторические события, при этом мифы вырываются из своего культурного контекста.
В целом псевдоархеологи опираются на свою интерпретацию уже существующих археологических данных, хотя некоторые из них отправляются в экспедиции и проводят собственные «исследования».
Однако следует признать, что, например, вера в правдивость мифов и позволила Генриху Шлиману найти руины Трои, а Хельге Ингстаду — Л’Анс-о-Медоуз, археологический памятник на месте поселения викингов в Северной Америке.
Но так как в последнее столетие археологические раскопки ведутся на научной основе, маловероятно, что подобные «спонтанные» открытия могут повториться.
Примеры археологических фальсификаций
Одним из ярких примеров археологических фальсификаций являются рунические камни викингов.
Данное «открытие» было сделано в 1898 году. Тогда недалеко от поселения Кенсингтон в штате Миннесота (США) фермер Улоф Эман при сведении леса для обработки поля обнаружил в корнях одного из деревьев странный камень – он был весь покрыт непонятными знаками. Он принял их за индейские письмена, но этот вывод был странным, так как фермер был шведом по национальности и должен был быть знаком с руническим письмом.
Находку отправили на экспертизу. Одни ученые заявили, что этот камень – подделка, другие же сочли, что его возраст составляет минимум 500 лет, отметив также, что такая находка доказывает наличие связей между Европой и Америкой еще до открытия последней Христофором Колумбом.
Позднее все же было доказано, что Кенсингтонский рунический камень – подделка. Это был фейк, сделанный Улофом Эманом из ему одному известных соображений.
В то же время ученые не отрицают, что контакты европейцев и североамериканского коренного населения состоялись и в доколумбову эпоху.
В 20-е гг. XX века Департамент архивов и истории Миссисипи приобрел большую коллекцию артефактов коренных американцев у племянника полковника Бреворта Батлера после его смерти. Среди них была египетская мумия, явно неместного происхождения. В течение нескольких десятилетий данный артефакт был выставлен в здании Капитолия.
В 1969 году студент-медик и археолог-любитель Джентри Йейтман попросил у музея человеческие останки для изучения на наличие признаков болезни. Было дано разрешение изъять мумию и отправить ее в Медицинский центр Университета Миссисипи для вскрытия. Рентгенологическое исследование показало несколько ребер животных и квадратных гвоздей, которые скрепляли деревянную раму.
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что мумия в основном состоит из папье-маше. Кроме того, исследователи обнаружили немецкую газетную бумагу, а также номер журнала Milwaukee Journal за 1898 год. Когда выяснилось, что находка – подделка, она вызвала еще больший интерес общественности, став настоящим достоянием, связанным с народной историей Миссисипи.