Структура научного факта
Научный факт представляет собой целостное образование, в состав которого входят несколько важных компонентов. Первый компонент – логико-лингвистический, связан с предложениями, которые формулируются учеными. Мысль высказывается в суждении.
Второй компонент – когнитивно-перцептивный – это наличие чувственного образа или их совокупности, которые включаются в процесс установления факта.
Естественнонаучные факты устанавливаются путем обращения к реально существующим вещам и практических действий с ними. С внешним миром контакт человека происходит при помощи органов чувств, поэтому научный факт неизбежно устанавливается с чувственным восприятием.
В каждом факте в той или иной мере присутствует перцептивная сторона. Наиболее явно перцептивный компонент выражается в тех фактах, которые устанавливаются простым наблюдением. Перцептивный компонент никогда полностью не исчезает, но выражен будет слабее, если для установления факта требуются сложные технические средства.
Третьим компонентом является материально-практический. Здесь имеется в виду совокупность приборов и инструментов и совокупность практических действий с этими инструментами.
Под практическими действиями надо понимать приобретенные и закрепившиеся у исследователя навыки и умения, его профессиональное чутье, используемое им в ходе эксперимента, как поискового, так и проверочного. Правда, эту сторону факта во внимание принимают редко.
Материально-практический компонент не обнуляется даже тогда, когда факт устанавливается простым наблюдением. В этом случае он будет выражаться в умении наблюдателя вполне определенным образом использовать свои органы чувств.
Таким образом, научный факт является единством логико-лингвистического, когнитивно-перцептивного и материально-практического компонентов.
Рисунок 1. Научный факт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поскольку эти компоненты связаны между собой, то их разделение приведет к разрушению факта. Если факт рассматривать в единстве всех его компонентов, то к нему неприменимо понятие истины, потому что научный факт, это не только отображение реальных вещей, но еще и выражение материальных и духовных достижений той или иной культуры, способов ее познания и чувственно-эмоционального восприятия реальности.
Отсюда и вытекает социокультурная относительность фактов, например, факт, что при прокаливании вес металлов увеличивается, не будет являться фактом культуры, которая не знает весов.
Если смотреть с точки зрения философии, то это будет означать, что какое-то определенное свойство предметов материального мира или не получило отражения в данной культуре, или нашло отражение в иных фактах.
Этапы научного исследования
Любое исследование предполагает определенную организацию деятельности и правила построения исследования. В этом вопросе особая роль отводится методологии.
Методология представляет собой логическую организацию деятельности и включает определение цели исследования, предмета исследовании, подходы к проведению исследования, выбор средств и методов, которые бы дали наилучший результат.
Основной составляющей методологии является определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования обычно выступает часть объективной реальности, содержащая противоречие и создавшая проблемную ситуацию. В социально-экономических системах таким объектом будет являться система управления и происходящие в ней процессы.
Рисунок 2. Этапы научного исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предметом исследования будут стороны, свойства, особенности объекта, значимые с точки зрения практики и теории и подлежащие изучению. Предмет исследования создается проблемной ситуацией, противоречием, возникшим в системе управления и его необходимо свести к минимуму или преодолеть.
Проблема является реальным противоречием и требует обязательного разрешения. Проблем в функционирующей системе множество – это противоречия между стратегией и тактикой управления, между условиями рынка и возможностями фирмы, между квалификацией работников и потребностями в инновациях и др.
Цель является общей направленностью исследования на конечный результат, это основа распознавания проблемы и выбора ее исследования. Цели могут быть разными – текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.
Задачами исследования являются те вопросы, на которые надо получить ответ, т. е. задачи конкретизируют поставленную цель. Любое исследование имеет исходную позицию, т. е. подход, ракурс исследования, определяющий направленность относительно цели.
Основные подходы к исследованию:
- системный, учитывающий максимальное количество аспектов проблемы в их целостности и определяющий характер связи между ними;
- аспектный - исследует одну грань аспекта проблемы по определенному принципу, учитывая при этом актуальность или ее ресурсы, выделенные на исследование;
- концептуальный подход, в основе которого лежит комплекс ключевых положений, которые определяют общее направление исследования;
- эмпирический подход, базой которого являются накопленные опытные данные в той или иной предметной области и логическом выводе на основе этих данных;
- прагматический подход ориентируется на получение ближайшего результата, например, на снижение риска при выходе на рынок;
- научный подход предполагает научную постановку целей исследования и научный аппарат его проведения.
При исследованиях существуют ориентиры и ограничения, позволяющие проводить исследования целенаправленно. Ориентиры и ограничения бывают мягкие и жесткие, явные или предсказуемые, неявные и непредсказуемые.
Особенности построения научной теории
Для построения научной теории необходимо накопить определенный материал (факты) обо всех объектах и явлениях, которые необходимо исследовать. Научная теория дает целостное представление о закономерностях и связях в какой-то конкретной области действительности.
Теории не могут появиться мгновенно, для их создания требуются значительные усилия и время. Описательные теории, создававшиеся изначально, давали только систематическое описание и классификацию объектов.
Например, теории ботаники и зоологии изначально находились на описательном уровне. Они классифицировали растения и животных, давая им подробное описание. Все теории проходят описательный этап, потому что он является жизненно необходимым и естественным.
Чтобы приступить к изучению каких-либо явлений или процессов, их надо сначала описать, обозначить их признаки и классифицировать, после чего начинается глубокое погружение в исследование.
Объяснительная теория является высшей формой развития науки, дающая как описание, так и объяснение исследуемым явлениям. Наличие у науки теорий говорит о зрелости и самостоятельности.
Способом проверки теории является экспериментальная проверка, однако, это не всегда можно сделать. Например, в астрономии теорию Большого взрыва и появление Вселенной экспериментальным путем проверить невозможно.
Теория, таким образом, это гипотетическое представление, имеющее вид концепции, но то и другое строиться, опираясь на логические законы, основная задача которых – описывать, объяснять, предсказывать явления.
Чаще всего теории испытываются с помощью предсказательной силы, т. е. если можно предсказать или описать факты и закономерности, ранее гипотетически установленные.
Примером предсказательной силы является теория происхождения жизни на Земле.
Главным составляющим элементом теории является закон, выражающий важные и повторяющиеся, устойчивые связи, которые протекают между явлениями и процессами действительности, т. е. закон – это отношения признаков.
При выстраивании теории во внимание надо брать тот факт, что статус признаков может измениться, а это зависит от уровня исследования – фактуального, ментального, лингвистического.
Для фактуального уровня сами свойства не характерны, на этом уровне научные законы – это отношения свойств.
Признаки на ментальном уровне представлены в качестве понятий и закон в этой ситуации прописывает отношение между понятиями, которые отображают мысли и чувства. Например, существенным признаком товара является его цена.
Однако и цена, и товар – это мысленные образы, отсюда следует, что признаки на ментальном уровне представлены отражением чувств.
Создать закон, а также принять его довольно сложно еще и в силу лингвистических особенностей, потому что все понятия должны быть обличены в термины.
Исходя из этого, формулировка законов должна учитывать то, что признаки выступают в трех формах – признак объекта, понятие об объектах, термины, имеющие переменное значение.