Поливная керамика
Поливная или глазурованная керамика является массовым материалом. Ее многоликость отражается в разнообразии декора блюд, чаш, мисок, узоров ярких плиток, идущих на облицовку фасадов зданий.
Поливная керамика воплотила в себе техническую и художественную культуру народов, ее создававших. Это гончарное искусство мастеров, изготавливавших поливные блюда, имело большую популярность среди городского населения.
Поливная керамика на всем Ближнем и Среднем Востоке, в сущности, представляет собой одно историко-художественное явление. Более того, в процессе ее развития прослеживается определенная закономерность.
Коренные изменения поливной керамики, которые она претерпевала на протяжении столетий в разных странах, в основном однородны и даже синхронны, хотя формы декора оставались различными.
Развитие поливной керамики отвечало изменениям в других искусствах и, прежде всего, в архитектуре, с которой она была тесно связана.
Поливная керамика в разных странах появилась благодаря общим условиям. Керамика – это продукция ремесленного и, прежде всего, городского производства. В обозначенном регионе она возникла почти одновременно, но прежде всего в Иране и Средней Азии. Например, керамика Древнего Самарканда, найденная на раскопках Афрасиаба, датируется VII I- началом IX в.
Развитие поливной керамики являлось свидетельством бурного роста городов как ремесленных центров, и было показателем формирования городской культуры. На ранних этапах ее развития производство сосредотачивалось в немногих центрах.
Византийская полива с рельефными украшениями изготавливалась, как известно, в одном или двух городах центральной Византии. Оттуда ее развозили по городам Средиземноморья и Причерноморья. В других городах Византии белоглиняная полива, кроме привозной, в это время отсутствовала.
Рисунок 1. Поливная керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ранняя византийская поливная керамика IX-X вв. отражала начальный этап развития ремесленных центров. Подобные расписные поливные изделия этого времени были обнаружены в Азербайджане и Армении.
В течение всего XI и XII вв. повсеместно началась эволюция поливной керамики – чаши и блюда оставались монохромными, но толще становились линии гравированного рисунка. Данное обстоятельство относилось как к орнаментальному, так и к изобразительному рисунку.
Новое явление было характерным не только для поливной керамики Византии, но и всего Ближнего Востока. В этом отношении довольно характерными были большие византийские блюда с изображением знатных персонажей или святых воинов-всадников XII в.
Школы художественной керамики
С быстрым развитием городов в XII-XIII вв. начинают появляться приблизительно одновременно локальные школы художественной керамики. Если еще в X в. поливную керамику производили единичные центры, то в XIII в. появилось множество очагов местного производства.
Поливная керамика в той или иной стране была, в принципе, однородна. Примерами может быть поливная керамика Византии с рельефными украшениями, а также Таврики, где ее изготовление началось несколько позже.
Ярким примером являются азербайджанские и армянские города, где расписная поливная керамика была идентична. В XII и XIII веках повсеместно появлялись локальные школы.
Изделия, которые выполнялись в большинстве стран, были с графическим рисунком, с толстой врезной линией и с полихромной расцветкой. Однако везде они обладали особенными и оригинальными чертами.
В XIV в. локальная школа художественной керамики сформировалась в быстро развивающихся центрах Крыма – в Кафе и Солхате.
Местные школы художественной керамики со своими особенностями формировались и в странах Средней Азии.
В поливной керамике Афрасиаба в это время появились ощутимые отличия в сравнении с одновременной ей керамикой Мерва и Хорезма. Довольно значительную роль в появлении локальных школ художественного керамического производства сыграли местные экономические и политические факторы.
Большое значение в отношении стран Причерноморья, например, имело ослабление торговых связей с Византией, особенно в XII в. Результатом стало сокращение вывоза изделий.
Торговые связи Византии с Причерноморьем в связи с захватом ее крестоносцами совсем прекратились в 1204 г. Конечно, эти события стимулировали производство местной художественной керамики, но они только форсировали, а не определяли процесс развития местного производства.
Подъем производства поливной керамики специалисты объясняют потребностями растущих и развивающихся городов, а вне этого процесса появление локальных школ художественной керамики не понимается.
К тому же приблизительная синхронность появления таких школ тоже объясняется этими факторами. Это еще один аспект общности средневековой поливной керамики.
Поливная керамика в русле религии ислама
Основные направления развития искусства керамики определила религия ислама. Вера запрещала использование посуды из серебра и золота для принятия пищи, воды, для нужд хозяйства. Исходя из этого, керамика стала самым популярным материалом.
Ремесленники, совершенствуя свое мастерство, в керамические изделия добавляли свинец, а позже научились изготавливать свинцовую глазурь. Монохромная эмаль получила свое распространение с VII в.
На эстетику оформления мусульманской керамики очень большое влияние оказало гончарное искусство Китая. Чтобы освоить рецепты китайского фарфора мастера создавали белую глиняную массу, для чего использовали закись олова. Однако это была полива белого цвета, использовавшаяся для покрытия посуды в качестве эмали.
Для создания эффекта золота и серебра иракские мастера в VIII в. изобрели новую технику глянцевой аппретуры или люстра - окись серебра или меди смешивали с глиной и кислотами, и на керамических изделиях в ходе обжига появлялся тонкий слой металла.
Как искусство исламская керамика достигла своего расцвета в эпоху мусульманского Золотого века.
В рамках Арабского халифата шло интенсивное развитие науки и культуры и именно в этот период сформировались и утвердились традиции искусства керамики в странах ислама. Свое начало архитектурная керамика взяла в мусульманской части Испании.
Сначала ее использовали в виде черепицы, а потом стали использовать на фасадах зданий и во внутренней отделке. Облицовочная керамика была неотъемлемым декоративным элементом убранства всех мечетей.
Сложные геометрические узоры, напоминавшие тканые ковры, сложенные из изразцов звездообразной и крестообразной формы, украшали стены мечетей.
Керамический декор в виде узора «арабеска» состоял из 5-6-конечных звезд и геометрических фигур. Использовался также и растительный орнамент.
Рисунок 2. Поливная керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Множество деталей и тщательная прорисовка линий были характерными чертами росписи по керамике. Выдающимся памятником исламской архитектуры стала Голубая мечеть в Стамбуле, декор которой был выполнен из 20 тыс. изразцов с традиционными узорами.
С религией ислама связано также сооружение величественных некрополей – некрополь Шахи-Зинда является одним из величайших архитектурных ансамблей. В этом некрополе воплотилось соприкосновение мира живых и царства усопших.
Керамика широко использовалась и в светском мире, без ее изысканности архитектуру восточных дворцов представить довольно сложно.
Религиозная и светская жизнь мусульман тесно переплетены, и исламские традиционные элементы перешли из религиозных построек в жилые помещения. Примером этого являются испано-мавританские алькасары, резиденции халифов, султанов и королей Египта, Сирии, арабского халифата и другие величественные постройки стран ислама.