К савроматской культуре относят кочевнические памятники скифского облика в рамках следующего ареала: междуречье Нижнего Дона - Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья.
Хронологические рамки савроматской культуры – рубеж VII-VI - IV вв. до н.э. В IV-III в. до н. э. савроматская культура уступила место сарматской, возникшей в ее недрах.
Этноним «савроматы», встречающийся в античных источниках, в применении к данной археологической культуре является условным общим названием для всей группы ираноязычных европеоидных кочевников данного ареала.
Собственно савроматы – это лишь западная часть савроматской археологической культуры, которая этнически связана с ее более восточными районами.
Кто такие савроматы
Савроматы – это кочевые ираноязычные племена. Впервые они упоминаются в трудах древнегреческого историка Геродота. Он писал, что савроматы занимают полосу земли к северу от впадины Меотийского озера.
Именно благодаря Геродоту мы узнаем об амазонках.
Амазонки проиграли битву с греками. Многие из них попали в плен. На греческих кораблях их отвезли в Элладу, но на одном из судов амазонки перебили весь экипаж. Так как они не обладали навыками навигации в море, они доверились воле судьбы, которая забросила их судно к берегам Скифии.
Прибывшие на новые земли амазонки захватили скифских лошадей, а затем начали войну с местными кочевниками. Когда скифы поняли, что с ними сражаются женщины, они прекратили сражение и предложили им прекратить воевать и мирно сосуществовать.
Потом от совместных браков кочевых народов и амазонок появились новые племена, среди них – савроматы.
Погребения
В процессе открытия мест захоронений савроматских воинов, археологи пришли к выводу, что на культуру этого народа заметное влияние оказали скифские племена. Также есть версия, что скифы оказывали влияние и на политическое развитие савроматских племен.
Само становление их племен было связано с возвращением скифов в Северное Причерноморье из Передней Азии.
Носители савроматской культуры хоронили своих умерших в курганах с земляной насыпью. В восточных районах в конструкции насыпи иногда использовали камень.
Савроматы клали умерших в ямы, выложенные и перекрытые бревнами. Иногда такие сооружения имели крышу. Она служила основой для костра, который разводили поверх погребения.
Некоторые из ям имели «заплечики» (выступы-упоры для перекрытия). В Южном Приуралье умерших также хоронили в катакомбных и подбойных могилах.
В ямах сооружали срубы, перекрытые настилом из дерева или камыша. Умерших в основном клали на спину, с параллельными или перекрещенными ногами, с ориентировкой на запад, иногда – на восток или на юг.
Погребальный инвентарь
Во многих захоронениях савроматов встречается большое количество ценных артефактов - золотые и серебряные изделия, конская сбруя, предметы быта и оружие. В некоторых могилах встречаются обезглавленные туши овец. Это была жертва богам и пища для душ умерших.
В мужских погребениях среди погребального инвентаря встречаются мечи, уздечный набор, иногда копья и стрелы. В женских погребениях тоже встречаются мечи. Это говорит о том, что савроматки принимали участие в боевых действиях.
Чаще всего в женских погребениях находят украшения, зеркала, каменные блюда-алтарики и костяные ритуальные ложечки. Среди находок также есть орудия труда – железные ножи, пряслица, костяные проколки.
Многие предметы декорированы зооморфными изображениями в зверином стиле. В женских захоронениях встречаются жертвенники. Это небольшие каменные столики прямоугольной или круглой формы, часто с орнаментами или фигурами животных. Скорее всего, это были могилы жриц.
Также с телами жриц находят раковины с красками, терочники, гадательные камни со следами огня.
В одном из савроматских погребений на р. Илек был найден пучок ивовых прутьев вместе с лепным сосудом, которые, скорее всего, принадлежали савроматской жрице-гадалке.
Во всех погребениях имелась погребальная пища – кости барана. Важное значение в погребальном обряде имел культ огня. Савроматы сжигали надмогильные сооружения, разводили кострища над могилами или засыпали их горящими углями, из-за чего тела умерших сильно обгорали.
Иногда вместо этих действий в могилы клали отдельные угольки или подсыпали мел, охру или серу, а также оранжевые красные кристаллы реальгара (моносульфида мышьяка).
Почти все могилы одиночные. Исключением является древнее захоронение, обнаруженное в селе Калиновка (Волгоградская область). Это – парное захоронение, в котором мужчина держал за руку женщину. Данная находка доказывает, что савроматы, несмотря на свою воинственность, все же были склонны к проявлению сентиментальности и романтизма.