«Темные века» Древней Греции
В истории Древней Греции XI-IX века до нашей эры получили название «темные века» или «гомеровский период». Начался этот период с закатом микенской культуры и дорийским вторжением, а закончился с расцветом греческих полисов.
Период, о котором известно очень мало, характеризуется утратой письменности и упадком культуры. Возрождающиеся родоплеменные отношения трансформировались в раннеклассовые.
Единственными письменными источниками того времени были «Илиада» и «Одиссея» Гомера, отсюда и название «Гомеровская» Греция.
Темные века». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. «Темные века». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из археологического материала «темные века» делятся на субпериоды:
- Субмикенский (протогеометрический) период (примерно 1050-900 гг. до н. э.).
- Геометрический период (примерно 900-750гг. до н. э.).
В эти времена Греция в своем развитии была отброшена назад на несколько веков и вернулась к тому состоянию, в котором она была до микенской культуры.
Если в ахейском периоде существовала сильная царская власть и развитые государственные структуры, разветвленный бюрократический аппарат, то в гомеровский период Греция деградировала к родовым отношениям и примитивной родоплеменной власти. Линейное письмо, ставшее главным достижением крито-микенского периода, в эпоху Гомера полностью забывается.
В «темные века» резко сократилась численность и плотность населения, исчезли поселения укрепленного типа, и люди проживали в небольших поселках-деревнях, в примитивных полуземлянках из необожженного кирпича. На смену богатым погребениям пришли бедные могилы с бедным погребальным инвентарем.
Крупные архитектурные памятники и произведения изобразительного искусства «темных веков», отсутствуют. С освоением железа появлялась возможность экономической самостоятельности отдельной патриархальной семьи, не было контроля со стороны государства, не было нужды в хранении и распределении материальных благ, которые раньше накапливались во дворцах владык.
Тем не менее, процессы экономического развития общества к концу гомеровской эпохи привели к имущественному расслоению – постепенно начала выделяться родовая знать.
Басилеи – представители родовой аристократии, являлись наследственными владельцами огромных земельных участков.
Процесс расслоения привел к появлению бедняков – фетов, имевших мизерные участки земли. Власть басилеев к концу предполисного периода, вместе с советом старейшин через народное собрание проводила в жизнь свои решения.
Решающую роль в этом стали играть мужчины-воины, бывшие социальной опорой власти басилеев на той или иной территории.
Несмотря на то, что этот период являлся периодом застоя в самых разных областях жизни, постепенно накапливались силы для развития экономики следующего периода.
В архаическом времени зарождался новый и уникальный тип античного общества, тип социально-экономической и политической организации – греческий полис.
Культура «темных веков»
При каких обстоятельствах в конце XII в. до нашей эры с исторической сцены сошла дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи осталось загадкой. До начала следующей античной цивилизации пройдет 3,5 и даже 4 столетия.
Таким образом, получился значительный «зазор» во времени и интересно знать, какое место этот хронологический отрезок занимает в общем процессе исторического развития Греции.
Специалисты пытаются найти ответ, является ли этот «зазор» своеобразным мостом, который соединил две эпохи и цивилизации абсолютно несхожие или стал глубокой пропастью между ними.
Этот процесс завершился глубокой депрессией основных районов как материковой, так и островной Греции и продолжался в течение всего субмикенского периода. Этот период отличался бедностью материальной культуры, упадком производительных сил страны, резким снижением уровня жизни населения.
До нашего времени дошли изделия субмикенских гончаров, грубые по форме, лишенные элементарного изящества, небрежно сформованные. Изделия повторяли мотив спирали, с крайне примитивной и невыразительной росписью.
Рисунок 2. Керамика субмикенского периода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Металлических изделий этого периода очень мало, а крупные предметы, например оружие, встретить можно очень редко. Преобладающими были мелкие поделки, вроде фибул или колец.
Металла хронически не хватало и, прежде всего, бронзы, которая была основой индустрии Греции. Причиной такого дефицита, по всей вероятности, была изоляция Балкан от внешнего мира еще до начала субмикенского периода. Отсюда, не имея источников сырья, греческие общины вели строжайшую экономию.
Предполагают, что во второй половине XI в. в какой-то степени обработка железа была греками уже освоена. Правда, очагов по производству железа очень мало и, обеспечить все население страны они не могли.
Для субмикенского периода характерен решительный разрыв с традициями микенской эпохи, который хорошо просматривается в сфере культа.
Следы культовой деятельности отсутствовали даже в крупных греческих святилищах. Религиозная жизнь замерла в Дельфах, на Делосе, в святилище Геры на Самосе и др. Исключением был только остров Крит, где почитание богов не прерывалось в течение всего периода.
Уничтожению микенских культурных традиций способствовала возросшая мобильность значительной части населения. Отток населения продолжался и в субмикенский период.
Вторичное заселение городков встречалось эпизодически только после длительного перерыва. Надо сказать, что эти небольшие города располагались на некотором расстоянии от микенских руин.
Очевидно, этих мест люди суеверно сторонились. Упадок и регресс отбросили греческое общество на стадию первобытнообщинного строя.
Погребальный обряд «темных веков»
После разрыва с микенской культурной традицией в греческих погребальных обрядах на передний план выступили индивидуальные захоронения и кремации.
Купольные и камерные гробницы использовались в отдельных местах. На Крите, Кипре, Родосе использовалась камерная гробница, но, правилом становится индивидуальное захоронение.
Могилы представляли собой простые ямы или выкладывались каменными плитами – «ящичные» могилы. После кремации в такую могилу ставили урну. Кремация появилась в Аттике в XII веке до н. э. (кладбище Перати) и такой способ погребения характерен был для гомеровского периода.
Трупоположение и трупосожжение встречаются в одной могиле, например, на Крите.
Жилища и участки с захоронениями четко разграничивали по мере развития городов. Большое количество могил располагалось вдоль главных улиц, ведущих из города. Погребение маленьких детей всегда было особым случаем.
Обычный ритуал погребения имел основные моменты – это прощание, вынос тела, собственно погребение с жертвоприношением и трапезой. После всего ритуала начиналось постоянное служение могиле.
Значительная часть кремаций связана с богатыми захоронениями взрослых мужчин. Умершим оставляли все, чем они пользовались при жизни и в чем могли нуждаться после смерти – мужчин хоронили с оружием, а женщин с их драгоценностями.
После смерти, как описывали верования, бог Гермес брал за руку умершего и вел его к реке Стикс. На другой берег реки умершего перевозил Харон в своей ладье. Поскольку за перевоз надо было платить деньги, то в рот умершему заранее вкладывали монету, а в правую руку - сладкую медовую лепешку. Предназначалась эта лепешка для трехглавого пса Цербера, который охранял вход в царство мертвых.
Обряды соблюдались и в классическую эпоху, но только формой. На смену пышным и дорогим обрядам пришли певцы, плакальщики. В таких полисах, как Афины, Митилене, Сиракузы существовали специальные законы. Они ограничивали издержки населения на погребальные обряды.
Законы предписывали и то, чтобы погребальная процессия проходила по улицам города без шума.
Умершего хоронили на следующий день после смерти – тело выносили из дома, и процессия направлялась на кладбище или к погребальному костру.
Тело умершего выносили до восхода Солнца, дабы не оскорбить Аполлона. После погребения умершего ближайшие родственницы очищали его имущество соленой водой со специями.
После этого все участники погребения приглашались на пиршество. На всем протяжении древнегреческой истории погребальные обряды были разными, разнились они и между городами-государствами.