История варваров
Слово «варвары» впервые появилось в Греции и означало «иностранец», потому что варвары жили за пределами цивилизованного мира, которым была Греция.
Скифы – яркий пример варваров того времени. Затем, в период Великого переселения народов, когда на римскую территорию вторглись древнегерманские племена, этот термином стали обозначать этих захватчиков.
Рисунок 1. Мир варваров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ряд современных ученых считает, что варварами являлись представители устаревшей, архаичной культуры, которые столкнулись с миром цивилизации и формировались при взаимодействии с ними в течение длительного времени. И варвары, и цивилизованные народы от этого взаимодействия имели обоюдную выгоду.
С одной стороны, варвары грабили города цивилизованного мира и пользовались доступными благами, а с другой стороны, их принимали на военную службу в качестве наемников. Таким образом, их использовали в междоусобных войнах и в борьбе с другими варварами.
Быт варваром, их страны, климатические условия, военные методики, общественный уклад, описал историк времен Римской империи – Тацит. Он утверждал, что варвары почти не занимаются земледелием. Главным источником их доходов являлось скотоводство.
Термин «варвары» изначально распространялся на жителей Северной Британии, Северо-Восточной Германии, Причерноморья, скандинавских и славянских стран. С распадом Римской империи «варварский мир» расширился, уничтожив западную часть.
В конце IV в. азиатские племена кочевых гуннов напали на вестготов, перейдя в Европу – с этого периода начинается история варваров средневековья.
Вестготы, общая численность которых составляла около 1 млн. человек, попросились в состав Римской империи. Не поладив с местными чиновниками, вестготы пошли войной на Константинополь, результатом чего стало предоставление им новых земель на территории Иллирии.
Спустя несколько десятков лет варвары-вестготы в 419 г. на территории империи основали свое первое независимое государство, со столицей Тулуза. Еще одно варварское государство появилось на территории бывшего Карфагена, когда племена вандалов и свевов появились на Пиренейском полуострове, захватив его часть и Северную Африку.
Взяв штурмом и разграбив Рим в 455 г. вандалы образовали очередное варварское государство со столицей в Лионе.
В истории средних веков варвары остались как разрушители античной цивилизации Рима.
Ассимиляция и создание многочисленных независимых государств позволили им постепенно эволюционировать в средневековую Европу. Концом варварской истории можно считать X в. – это был факт принятия норманнскими и венгерскими племенами христианства.
Борьба с варварами
Варвары после себя не оставили никаких письменных источников и говорить о них можно только на основании того, что писали греческие, римские, китайские историки. Так, например, известный римский историк Аммиан Марцеллин в 371 г писал о том, что орды гуннов внезапно ворвались в плодородные и обширные земли между Доном и Дунаем. О них известно, что живут они у Ледовитого океана и по своей жестокости и дикости превосходят всякую меру. Марцеллин утверждал, что гунны-кочевники уродуют своих детей, питаются сырым мясом и кореньями. Они не знают, что существует плуг. Плотные и крепкие их тела с толстой шеей настолько страшны, что похожи на тела двуногих зверей.
Варварские племена объединялись в мощные союзы для набегов на окраины Римской империи и вынуждали заключать с ними мирные соглашения, предоставлять для поселения земли, набирать из них легионы. В это время некоторые римские полководцы имели варварское происхождение.
Чтобы обезопасить себя от нападений варваров, римляне использовали политику «разделяй и властвуй», для этого они провоцировали между варварами войны, подкупали вождей их племен, в пределах своей империи некоторым давали земли. Надо сказать, что эти действия помогали сдерживать натиск варваров.
Таким же образом римляне сумели остановить вестготов, наняв для борьбы с ними другие племена. На какое-то время государство смогло объединиться под властью императора Феодосия, но после его смерти распалось на две части – в 395 г. появились две Римских империи – Западная со столицей в Риме и Восточная со столицей в Константинополе.
Дать отпор вестготам Западная Римская империя в 401 г. уже не смогла и откупилась от варваров. Варварские племена вандалов, слевов, аланов захватили другие провинции империи, и под их властью оказался юг Испании, а в 429 г. – провинции Африки.
На территорию Западной Римской империи через 40 лет после нашествия вестготов вторглись племена гуннов и обосновались в провинции Паннония. Некоторое время империя держала их в повиновении, за что ежегодно платила королю варваров Руасси 159 кг. золота.
На смену Руасси в 40-х годах V в. пришел его племянник Аттила, став вождем гуннов. Этот храбрый и талантливый полководец мечтал завоевать весь мир. Под своей властью он объединил племена гуннов и напал на Восточную Римскую империю.
Войска Аттилы в 447 г. подошли к Константинополю, и император был вынужден заплатить огромный выкуп, а в 451 г. осадили Орлеан, ворвавшись в пределы Западной Римской империи.
Рисунок 2. Аттила. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Владевшие этими землями вестготы обратились к Риму за помощью, и когда помощь подошла, осада с города была снята. Для отпора противнику римляне, франки, бургунды, вестготы, аланы, саксы объединили свои силы и дали решающую битву гуннам.
На стороне гуннов выступали остготы и сарматы. Это была «битва народов», одна из самых кровавых битв древности. Армия Аттилы была разгромлена и покинула пределы Римской империи, а в 453 г. Аттила умер и его государство распалось.
Интерес к варварским древностям
Интерес к варварским древностям, как на бытовом, так и на уровне, близком к научному, возник в XIII-XVI вв. в связи с модой, зародившейся в Западной Европе, на памятники прошлого.
Власть имущие того периода, не в силах заполучить для себя что-то равное по красоте творениям античного периода, занимались собирательством его остатков. Карл Великий, например, выпросил разрешение у папы Адриана I на раскопки в Риме. Ему были необходимы «мраморы и колонны», чтобы украсить аббатства Э-ля-Шапель и Сен-Рикер.
К историческим предшественникам археологов и историков относились антикварии, появившиеся в эпоху Возрождения и занимавшиеся раскопками, собирательством и коллекционированием, описанием предметов древности. Методы их работы чем-то напоминали современных черных копателей.
Отличались они тем, что были обеспеченными и образованными людьми, публиковавшими результаты своих изысканий. Антикварии не подозревали о культурном контексте и трактовали вещи по отдельности. Собирали они древности для любования и выставления на пкублику.
Безусловно, коммерческая составляющая, при этом, играла далеко не последнюю роль. Ценность находки определялась стоимостью материала, редкостью, искусностью работы, связью со знаменитыми текстами классических авторов.
Интерес к античности усилился в эпоху Возрождения. Гуманистов привлекала не только искусность античных предметов, но и быт того времени, который они пытались возродить на бумаге. Знать продолжала разрушительное дело вандалов и готов, своих предшественников, за что гуманисты ее упрекали.
Создавшуюся ситуацию в Риме описывал грек Мануил Хрисолор, обращая внимание на то, что статуи лежат разбитые, обращаются на кирпич. В лучшем положении находятся те изваяния, которые употребляются как подножка для того, чтобы сесть на лошадь или в виде цоколя для стен и сенных яслей. Этот образованный грек утешал себя тем, что многие статуи лежали еще в мусоре или в кустарниках.