Кто такие сарматы?
Согласно греческим и римским авторам, сарматы – это конгломерат ираноязычных кочевых племен.
Это был воинственный народ Востока, который проживал на территории современных России, Украины и Казахстана.
С антропологической точки зрения, сарматы относились к европеоидной расе. Однако в процессе миграции племена обрели монголоидные черты и заимствовали элементы азиатской культуры.
Присутствие сарматов для России и Украины не прошло бесследным. От них сохранились названия рек – Днестр, Дон, Ашкадар и т.д., большое количество погребальных курганов и кладов.
Есть версия, что западные сарматы - предки восточных и южных славян.
Сарматы были родственниками скифов. В период нашествия персидского царя Дария I в Скифию оба кочевых народа сражались в союзе друг с другом. Но к концу III века до н. э. союз распался, и сарматы стали доминировать в регионе. Так продолжалось вплоть до IV века н. э.
Конец сарматскому владычеству положили гунны. Одни кочевые племена признали их власть и ассимилировались с гуннами, а другие ушли в Европу.
Исследования сарматских курганов
Сарматы были кочевниками, поэтому у них не было письма. Также у них не было крупных поселений. Единственные памятники, которые они оставили, это могильники, исследование которых помогает получить представление об этом народе.
Курганы, находящиеся в Оренбургской области, привлекли внимание исследователей еще в XIX веке. Однако мертвых «потревожили» только в 1911 году крестьяне деревни Прохоровка Шарлыкского района. Они разграбили четыре кургана, но находки у них конфисковали. Артефакты были переданы Оренбургской архивной комиссии.
После этого археологи приступили к исследованию древних могильников. Российский историк-антиковед М. И. Ростовцев первым из ученых осознал, что это могилы кочевников-сарматов, о которых писал древнегреческий историк Геродот.
Второй этап в изучении сарматов начался с 20-х гг. XX века и продолжался до начала Великой Отечественной войны.
В 20-е гг. центр исследований сарматских древностей переместился в Нижнее Поволжье. Здесь стали регулярно проводиться раскопки.
Работы носили разведочный характер. Раскопки проводились в основном по берегам рек, притоков Волги и Дона. Основной целью этих обследований было установление присутствия сармато-римско-кубанской культуры в Нижнем Поволжье. Поиски завершились успехом в 1924 году. Тогда П. С. Рыков раскопал Сусловский курганный могильник на реке Большой Караман. Его раскопки имели огромное значение для исследования сарматов Поволжья.
С течением времени количество открытых сарматских погребений стало увеличиваться. Были раскопаны курганные могильники у сел Визенмиллер, Влюменфельд, Харьковка в бассейнах рек Еруслана и Торгуна. Так же были произведены раскопки курганов, расположенных рядом с селами Шульц, Альт-Веймар, Мариенталь.
В 30-е годы начались раскопки на территории Калмыкии. Таким образом, в довоенное время был накоплен богатый материал по позднему этапу сарматской культуры Нижнего Поволжья.
Савроматы: кто они?
Савроматов часто путают с сарматами. Но эти народности не были одним целым.
Изначально савроматы были самостоятельным племенем, а позднее слились с сарматами. Но это лишь один из фактов об этом ираноязычном этносе, представители которого населяли степные просторы Азиматской Сарматии.
Первые упоминания о савроматах встречаются в сочинениях древнегреческого историка Геродота. В его трудах также встречаются легенды об амазонках. Геродот отмечал сходство савроматских женщин и их прародительниц-амазонок. Многие женщины савроматов хорошо владели оружием и прекрасно держались в седле.
Курганные погребения савроматов
Основными памятниками савроматов являются курганные погребения, поселения и стоянки. Большая часть памятников была обнаружена в послевоенный период.
Курганы савроматов представляют собой расположенные группами большие родовые усыпальницы. Под насыпями были обнаружены узкие прямоугольные ямы, в них хоронили рядовых общинников. Еще один тип могил – это квадратные погребальные камеры.
В центре евразийских степей в междуречье Волги и Урала были найдены курганы сарматских вождей. Самым грандиозным является большой курган Филипповки. Его высота составляет более семи метров, а диаметр – 120 метров. Изначально высота кургана составляла 20 метров.
В погребальном склепе, двух тайниках и коридорном входе в могилу были найдены уникальные золотые изделия, датируемые V-IV вв. до н. э., в их числе бронзовые котлы, золотые и серебряные сосуды, украшения ремней и сбруи, короткие и длинные железные мечи с золотой инкрустацией и золотые художественные украшения — подвески.
Среди находок также были «зеркала» — диски, изображавшие солнце, серебряный ритон и несколько деревянных сосудов, украшенных золотыми накладками с изображениями архаров, оленей, кабанов, верблюдов и хищников.
Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры являются керамические изделия и многочисленные наконечники стрел. Самыми распространенными предметами посуды были баночные сосуды с прямыми или выпуклыми боками, различной формы горшки — сосуды с шейкой и венчиком.
Также среди археологических материалов много оружия: встречаются луки, наконечники стрел, мечи.