Становление греческой культуры
Древнегреческая и древнеримская цивилизации античного мира существовали в одно время и располагались близко друг к другу. Их развитые культуры складывались при тесном взаимодействии друг с другом, а это значит, что имели общие черты.
Культуру древних греков называли «греческим чудом», в ее развитии выделяют три этапа – становление, расцвет, упадок, что соответствует архаике, классике, эллинизму. Архаика была временем перемен в общественной жизни Эллады (VIII-VI вв. до нашей эры).
Греческие владения распространялись на побережье Малой Азии, Сицилии, Южной Италии, на берегах Черного моря и даже в Египте. В это время стали появляться города-государства – полисы, распространялась письменность, появились географические описания, зарождался театр, сооружались храмы.
Период классики – V-IV вв. до нашей эры, является временем высшего расцвета культуры Древней Греции. В этот период произошло объединение греческих городов на фоне продолжительной войны с персами, появились театры, шло физическое и нравственное совершенство человека.
В конце IV-I вв. до нашей эры (период эллинизма) процесс развития греческой культуры завершился. В это время Древняя Греция расширила свои владения от берегов Малой Азии до Индии и от Черного моря до пустынь Аравии. Однако управлять этой империей А. Македонского греки были не способны.
В этот же период появились новые торговые пути, в результате чего на Востоке возникли новые города. Они, сохраняя традиции своей культуры, подпадали под греческое влияние и украшали свои территории храмами, театрами, парками, дворцами. Обогащение было взаимным – греки, в свою очередь, познакомились с достижениями культуры Вавилона, Египта и др.
Встреча культур вызвала развитие естественных наук, медицины, математики. На месте исчезнувших городов-государств, появились монархии.Греческая религия оказывала на них огромное влияние, греческие боги были родственны человеку, наделены человеческими слабостями, они снисходили к людям и принимали участие в их судьбе. В греческих богах человеческая природа существовала во всей мощи и красоте.
К VI в. до нашей эры греческая литература приходит в упадок, а развитие театра продолжается. Важная роль в этом отводилась богу виноградарства и виноделия – Дионису.
Рисунок 1. История древнегреческого театра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Греческая архаика – это время становления архитектуры Греции, время зарождения античного реализма. Грандиозных храмов, подавляющих человека, греки не строили, они стремились к соразмерности зданий и людей, для чего выработали особую систему – это было математически точное соотношение несущих и весомых частей здания, получившее название ордер.
Центр художественной и культурной жизни древних греков в V в. до нашей эры находился в Афинах, памятником могущества которому стал ансамбль афинского кремля – Акрополь, строительство этого памятника претворяли в жизнь лучшие скульпторы и художники под руководством Фидия.
Культура Древнего Рима
На происхождение древнеримской культуры точки зрения у исследователей разные. Одни говорят, что не было никакой римской культуры, а все сохранившееся является результатом слияния греческой и этрусской культур, а также примитивных культур племен латинян, умбров, самнитов, сабинян и др.
Другие считали римскую цивилизацию кризисом античного мира, поэтому культура производить духовные ценности была в это время не в состоянии.
Третьи в римской культуре признавали особую систему ценностей.
Появление Рима на мировой арене как города и государства имеет большое число легенд и мифов, из которых один очень полно излагался в произведении римского поэта Публия Вергилия – «Энеида». Реальностью в римских мифах был факт связи греческой и римской культур.
Центром римской мифологии был Рим, его героический народ, а боги, считали римляне, просто помогали в победе. Особой архитектуры в Древнем Риме не было, а её следы имеют греческое происхождение.
Развитие римской архитектуры делится на 4-е периода – от основания Рима до II в. до нашей эры шел первый период, небогатый сооружениями. Этот период носил этрусский характер, сооружения создавали из дерева и сырцового кирпича. Черты греческой архитектуры начали проникать в римскую во второй период и отразились на зданиях Рима. Римские здания подчеркивали величие человека и его мощь.
Начался второй период в середине II в. до нашей эры и продолжался до 31 г. до нашей эры. В этом же периоде началось строительство мраморных храмов.
Третий период древнеримской архитектуры был самым блестящим. Римляне восхищались постройками древних греков и охотно им подражали. В это время появляется триумфальная арка – это был новый тип монументального сооружения.
Рисунок 2. Архитектура Древнего Рима. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последний, четвертый период, связан с тем, что все римские императоры строили здания в свою честь, пытаясь, таким образом, оставить память о себе. В этот период проникало сильное влияние Востока, стремившегося к напыщенности и грациозности. Началась новая эпоха мировой архитектуры, начало которой дали римляне.
Главное место в ней принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным, как правило, для большого количества людей.
Архитектура Древнего Рима большие успехи имела в создании ансамблей. Предпочтение зодчие отдавали замкнутым формам. Римские здания имели пышную отделку, огромное число украшений, монументальность, строгую симметрию. Создавались они в основном для практических нужд.
Все архитектурные постройки – храмы, форумы, скульптурные произведения по своим размерам были значительно больше древнегреческих размеров.
Отличительные особенности римских храмов
В жизни римских граждан религия не была на первом месте, и предмет поклонения устанавливали сами властители. К религии завоеванных народов, правда, римляне относились терпимо. Если греческие боги являли собой совершенство в облике человека, то римские боги не являлись персонифицированными.
Римская религия впитала в себя религиозные представления греков, с одной стороны, а с другой – придала греческим богам римское достоинство. Несмотря на то, что римляне и греки дополняли друг друга, между этими цивилизациями были различия и в частности в архитектуре.
Римляне, возводя свои здания, больше интересовались их практическим назначениям. Архитектура Рима отличалась строгим силуэтом, в которой большее значение имел контур здания, нежели его декор – в этом заключалась особенность римских сооружений по сравнению с греческими.
Архитектура Рима и Греции имеет один и тот же источник, а различия заключаются в следующем: Греческая архитектура использовала в строительстве храмов три основных стиля – дорический, ионический, коринфский. Дорический стиль, высокоразвитый у греков, у римлян нашел себе доступ в незначительных размерах и подвергся значительным изменениям.
После чего в обиход он вошел в новой форме «тосканского ордера». В целом римско-ионический ордер придерживался греческого образца, правда, классической чистоты деталей он так и не достиг. Поскольку римляне предпочтение отдали пышности, то главное место в их архитектуре занимал коринфский ордер.
В нем те же самые пропорции колонн, что и в ионическом ордере. Ствол колонн оставался гладким при более темном, благородном материале. Часто стволы были украшены витыми каннелюрами, чешуйками, листьями и иногда мозаикой. Капитель была выше греческой и в соответствии с её разработкой, архитрав богато украшался орнаментальными деталями.
Пластический рельеф с фигурными мотивами покрывал фриз. Карнизы разрабатывались римлянами до необычайного богатства и красоты и снизу имели великолепный, изысканный вид. Стены монументальных зданий расчленялись колоннами и пилястрами, оживлялись нишами, простенки заполнялись светлыми вертикальными и горизонтальными полосами более темных цветов.
В особенно богатых сооружениях использовалась настоящая мраморная инкрустация. Техника инкрустации в Риме уже в эллинистический период достигла высокого совершенства.
В менее богатых и меньших по размерам сооружениях использовалось подражание мраморной облицовке. Её заменяли штукатуркой и росписью, из которой возник эффектный (помпейский) декоративный стиль.
Обширное поле деятельности получила в римской архитектуре декоративная пластика в виде венчающих статуй, фризов, атлантов, но не выходившая за пределы непосредственного подражания греческому искусству.
Римские строители вошли в историю как выдающиеся художники, возводившие монументальные амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы.
Постройки греческой и римской цивилизаций очень сходны, они удивляют и восхищают своим изяществом. Греческие и римские мастера сделали неповторимыми свои творения, оригинальными и исключительными.