Ананьинский могильник
Ананьинский могильник является первым исследованным памятником ананьинской культуры. Памятник, датированный VII-IV вв. до нашей эры, имеет федеральное значение.
С открытием этого памятника появился термин «ананьинская культура». Ананьинский могильник открыл отец художника И. И. Шишкина – И. В. Шишкин в 1858 г.
Раскопки могильника, располагавшегося на левобережье реки Тоймы, проводил П. В. Алабин. Могильник находился в 3-х км от села Ананьино (Татарстан).
Здесь хорошо виден холм, более 200 м в окружности и высотой до 4-х метров – это и есть Ананьинский могильник.
Рисунок 1. Ананьинский могильник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Здесь, в VIII-III вв. до нашей эры, жили далекие предки современных коми-пермяков, удмуртов и других народностей, создавших своеобразную культуру под названием «ананьинская».
Историки советского периода установили, что современные удмурты сложились как народность в междуречье Камы и Вятки. Совсем не случайно в традициях коми-пермяков и удмуртов прослеживаются элементы ананьинской культуры, например, круглодонная посуда ананьинского типа есть и у современных удмуртов и коми-пермяков.
Надо сказать, что раскопки П. В. Алабина, не имевшего специального образования, проводились далеко не научными методами. Отсутствовал план раскопок, не были проведены замеры могильника, а найденные находки не описывались, не зарисовывались.
Для раскопок были собраны крестьяне из соседних деревень. Работы начались с восточного холма и проходили очень быстро – только за один день вскрыто было 48 погребений, давшие богатый и абсолютно новый археологический материал.
Найдены были погребения в которых находились одни черепа.
Характерными для могильника были каменные ящики и деревянные гробницы.
Найдено очень много кремаций, кельты с 6-гранной втулкой и чеканы. Вещи в скифо-сибирском зверином стиле со сложными шнуровыми узорами были привозные.
Общее название таких памятников подразумевают одинаковый уровень развития группы племен, схожее развитие, одинаковое хозяйство, общественное устройство и, конечно, одну эпоху существования.
Погребенные были «низколицые» монголоиды с европеоидной примесью. В мужских захоронениях находилось оружие, орудия труда, бронзовые украшения, кости, встречалось железо. Найдены были втульчатые бронзовые топоры, до этого момента неизвестные археологии.
После ананьинских раскопок по берегам Камы было исследовано еще 20 поселений и могильников, датируемых VIII-VI вв. до нашей эры.
В камской пойме был обнаружен Луговской могильник.
Древние ананьинские поселения, с предметами ананьинского типа, были широко представлены на большой территории. В Луговском могильнике найдено было погребение воина, рядом с которым находилось копье с железным наконечником, нож и меч из железа. Найденный меч напоминал скифский.
Захоронение археологи отнесли к VI в. до нашей эры.
Железный век в Приуралье и Прикамье, таким образом, начался в VII в. до нашей эры.
Жизнь и быт ананьинского человека
Современный уровень науки позволил ученым воссоздать внешний вид человека, создавшего ананьинскую культуру, жившего 2500 лет назад.
Рисунок 2. Ананьинский человек. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Черты лица у ананьенцев были скифско-монгольские, они имели невысокий рост, широкое лицо с покатым лбом. У мужчин были развиты надбровья. Закаленные в борьбе с суровой действительностью, они готовы были отразить набеги врагов в любую минуту, поэтому не расставались с оружием даже в могилах. В погребениях женщин находили украшения.
Для строительства своего поселения ананьинцы выбрали район Чертова городища – это было абсолютно неприступное место. Ров, вырытый на западе, заканчивался на севере выходом в овраг. К обрыву над рекой выходила южная часть укрепления.
Жилища поселян представлены большими землянками с очагами и дровяными покрытиями. Длина таких землянок достигала 40 м, а ширина 4-6 м. Жилище имело двускатную крышу и два выхода.
Очаги для приготовления пищи находились по средней линии жилища, а дым выходил через верхнее специально оставленное отверстие. Вся жизнь ананьинцев проходила возле очагов – здесь изготавливали орудия, шили одежду, плели лыковые и берестяные изделия, отливали из бронзы оружие и другие предметы.
Остатки таких жилищ, относящиеся к бронзовой эпохе, археологи обнаружили на реке Чусовой. В жертвенных местах найдены кости животных, рыб, людей. Жертву сначала убивали, а затем сжигали.
Недалеко от жертвенника была обнаружена могила шамана с рассыпанными пуговицами вокруг ног и головы.
Рассказы греческого историка Геродота о связях ананьинцев со скифами подтверждают такие археологические находки, как оружие скифского типа – мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий. Скифское оружие было более совершенным, поэтому ананьинцы обменивали его на шкурки соболей, бобров, белок, куниц, лисиц.
Связи ананьинцев с севером тоже прослеживаются, так, например, на побережье Белого моря были распространены бронзовые топоры-кельты. Находили их на территории современной Финляндии и Северной Норвегии.
Некоторые ананьинские вещи находят на Верхней Волге, Вишере, Северной Двине. Были у них налажены связи и с востоком, а ананьинские секиры, кельты проникли даже в Западную Сибирь.
На основании находок специалисты предполагают, что по обе стороны Урала жили родственные ананьинцам племена, поэтому межплеменные связи были довольно широкими и разнообразными.
Интересным примером связи между народами были такие находки в ананьинских могильниках, как статуэтка египетского бога Амона, найденная на Концегорском селище на реке Чусовой, бронзовая чаша из Ирана, раковины и бусы из Средиземноморья.
Промыслы ананьинцев
Среди всех находок ананьинской культуры основная масса приходится на обломки посуды из глины. Форма сосудов во всех погребениях была одинаковая – низкие, сделанные от руки, круглодонные чашки. Гончарный круг они не использовали.
В некоторых погребениях встречались более высокие и маленькие конусообразные чашки с яйцевидным дном. Орнамент в виде ямок, нарезок, оттисков шнура, штампа с зубчиками наносился в верхней части посуды.
Среди ананьинских находок много костяных предметов – рыболовных крючков, острог, наконечников стрел, рукояток ножей, гребней, иголок, костяные лопаточки для обработки кожи. Одежду шили бронзовыми иглами, использовали при этом шилья костяные и бронзовые.
Несмотря на то, что сведения о ананьинских тканях неполные и малочисленные, можно утверждать, что в основном ткани были шерстяные и грубые. Специалисты предполагают, что материалом для тканей служила еще и конопля, которая в диком виде росла в Прикамье.
На зимний период им приходилось делать большие продуктовые запасы для себя и заготавливать корм для скота. В структуре питания большое значение имели охотничьи и рыбацкие трофеи.
Охота на диких животных велась с помощью копий и стрел, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные, костяные, бронзовые и железные наконечники. Для ловли рыбы они использовали рыболовные крючки, гарпуны и остроги. Мелкую рыбу ловили с помощью сетей.
Комплексное ведение хозяйства было для них источником существования – это было и земледелие, и скотоводство, и охота, собирательство и рыболовство.
Знакома им была и металлургия. Места древних разработок меди в Прикамье хорошо известны и одно из них в ананьинский период находилось вблизи Котловского могильника. Куски медной руды и сплавы бронзы археологи находили в мужских погребениях, а в поселениях были обнаружены каменные песты, которые использовали для дробления руды.
Глиняные тигли для плавки металла, литейные формы для отливки топоров-кельтов, наконечники стрел и копья, медный шлак, тоже были найдены в поселениях.
Медь ананьинцы добывали на своих территориях, но для изготовления бронзовых орудий и оружия требовалось еще и олово. Его привозили из Казахстана и Западной Сибири.
Знали ананьинцы и металлургию железа. Свидетельством этого является железный наконечник копья, который при раскопках был найден в Луговском могильнике. Датировался наконечник этого копья VII в. до нашей эры и был, по мнению археологов, оружием работы местных умельцев.