Урбанизация в домонгольский период
В истории домонгольского периода Руси историки выделяют три этапа градообразования:
- середина X - первая половина XI века,
- вторая половина XI - середина XII века,
- вторая половина XII - до 1237-1240 годов.
Первый период на основании географического расположения городов можно назвать «Волховско-Днепровской урбанизацией». В результате этого периода образовалась Киевская Русь.
На первом этапе градообразования города играли роль культурных центров, воспринимавших византийское влияние в таких сферах, как культовая практика, архитектура, монументальная живопись, иконопись и прикладное искусство.
Именно города и рассоложенные рядом с ними монастыри были центрами развития письменности, летописания и литературы.
С XI века древнерусские города превратились в настоящие космополитические центры. Жители городов были очень информированными людьми: они много путешествовали, поэтому много чего видели и знали, в отличие от жителей сел, изолированных от внешнего мира.
К середине XI века, благодаря распространению христианства, возрастает культурное единство городов.
Второй период характеризуется разделением Руси не несколько самостоятельных княжеств. Для того времени характерны две тенденции – центростремительная (князь Владимир Мономах) и центробежная. Последняя привела к распаду государства. Усиливалась роль отдельных земель и городов, ранее считавшихся периферийными. Древнерусское государство вступило в период политической раздробленности.
Но феодальная раздробленность стала первым шагом к гармонизации политической организации общества с экономической и социальной реальностью эпохи, когда старшинство киевского князя уже не имело реальной основы.
В XII века происходит активный рост числа городов в самых окраинных регионах Руси при наличии сильного политического центра.
Единая городская культура распространилась на территории Восточной Европы, не выходя при этом за пределы границ локальных вариантов: от Причудья на северо-западе до Средней Оки на юго-востоке и от Ростова и Суздаля на северо-востоке до Днестра на юго-западе.
Единство городской культуры особенно заметно в третьем периоде, когда Киевская Русь после смерти князя Мстислава Великого распалась на 15 княжеств.
Апогей развития городской культуры был достигнут во второй половине XII - первой трети XIII века.
Древнерусские города защитили Русь от гибели и изоляционизма. Именно города способствовали развитию политических, экономических и культурных связей с Византией, с католическими государствами Западной Европы, а также с мусульманскими странами Передней Азии.
Урбанизация в послемонгольское время
Монголо-татары сжигали древнерусские города и уничтожали шедевры русского зодчества, ценные рукописи и предметы искусства.
Крупные центры Руси, такие как Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск и некоторые другие, не пострадали от монголо-татарских войск, в этих городах продолжали развивать ремесла, однако многие ранее известные на Руси технические приемы были утеряны.
Монголо-татарское господство принесло не только опустошение, но и новые веяния. Так, благодаря Орде, произошло возвышение Москвы, в результате это привело к образованию единого российского государства.
Кроме чувства общности, восточные кочевники принесли на Русь свои способы управления государством, а также новое для русских княжеств вооружение и тактику боя.
После татаро-монгольского нашествия многие крупные города востока Руси были разорены, а их жители переселились на запад, благодаря чему к началу XIV века началось возвышение Москвы и Твери.
Московские князья со времен Ивана Калиты (1325-1340) научились взаимодействовать с ордынскими ханами, действуя на взаимовыгодных условиях. Татаро-монголам было выгодно, чтобы в Москве была стабильная власть, так как только так можно было исправно получать дань и использовать русское войско в борьбе с Великим княжеством Литовским.
Получая все большую свободу от Орды, территория Московского княжества все больше расширялась, и в результате была сформирована великоросская народность.
Со второй половины XV века в письменных источниках название «Россия» начинает вытеснять название «Русь».
До татаро-монгольского нашествия древнерусские города контактировали в основном с северо-западными и южными соседями. После того, как орда подчинила себе Русь, восточное направление стало приоритетным.
Торговля стала источником обогащения Московского государства, находящегося на стыке цивилизаций.