Общая характеристика стоянки Ош-Хона
Стоянка Ош-Хона – это мезолитическая стоянка, расположенная в 12 км ниже окончания современного ледника Уй-су, в долине реки Маркансу (Восточный Памир, Таджикистан). Она расположена на высоте 4100-4200 метров.
Это стоянка открытого типа. Там выделено три культурных слоя. Общая площадь занимаемой ею территории составляет порядка 250 кв. метров.
В культурных слоях стоянки Ош-Хона археологи обнаружили несколько очагов диаметром 0,4-0,5 метров, кострища, а также скопления обработанных изделий, кости животных и птиц.
Археологические материалы Ош-Хона демонстрируют особый тип индустрии, для которой характерны крупные формы изделий и изящные микроорудия. В это комплексе были найдены нетипичны геометрические микролиты, часто встречающиеся в мезолитических индустриях Средней Азии.
Благодаря своеобразному облику Ош-Хона была выделена в самостоятельную маркансуйскую культуру.
Среди артефактов, найденных во время раскопок стоянки, встречаются многоплощадные микронуклеусы, гальки со следами нуклевидных сколов, а также подпризматические ядрища с двусторонней огранкой и дисковидные нуклеусы.
Основными заготовками являлись отщепы овальной и неправильной формы, средние грубые пластины, редкие микропластинки.
Орудия труда
Среди орудий труда чаще всего встречаются высокие концевые скребки, которые в основном изготавливали из отщепов и пластин подтреугольной формы, а также микроскребки, скребла, пластины с выемками, с притупленным краем.
Также интересны наконечники стрел листовидной формы с краевой двусторонней ретушью по периметру, микроострия со специально выделенным «жальцем», со скошенным концом, пластины с симметрично расположенными выемками (выделенной головкой). Пластинчатые элементы составляют 8-10 % от всего инвентаря. Эти изделия изготавливали из филлита и кремня.
Второй горизонт Ош-Хоны датирован 7580 г. до н. э. (±130), а третий — 5870-6080 лет до н. э.
Маркансуйская культура относится к позднему мезолиту. Ученые датируют ее VII тыс. до н.э. Советский и таджикский археолог В. А. Ранов разделял ее на два этапа.
Первый этап, по мнению ученого, представляют стояки Алигурской долины, а второй – Ошхона.
Ранов считал, что вторая фаза сформировалась вне Памира, но экологические условия высокогорья наложили отпечаток на характер индустрии. Откуда появились носители этой культуры неизвестно.
Ранов пытался определить место маркансуйской культуры среди мезолитических комплексов Таджикистана. Он выдвинул предположение, что по времени она может соответствовать слою 2а Туткаула. Но не приводит никаких доказательств в пользу данной гипотезы.
Представительница ленинградской-петербургской археологической школы Г. Ф. Коробкова считала, что маркансуйская культура относится к позднему мезолиту (VII тыс. до н.э.).
Хозяйство
Носители маркансуйской культуры вели присваивающее хозяйство. В основном они занимались охотой и собирательством. Судя по составу фауны, охота в основном велась на безоарового козла, дикого барана и птицу.
Стоянки в основном были сезонными и использовались как кратковременные стойбища в период поиска охотничьей добычи.
В Ош-Хона были обнаружены жилые площадки вокруг двух очагов. По мнению археологов, эти находки являются остатками жилищ легкой конструкции, типа шалашей. Такой тип жилищ вполне соответствовали подвижному образу жизни маркансуйского населения.
Украшения
Благодаря тщательно проведенным раскопкам в культурном слое этого археологического памятника была обнаружена целая коллекция древних изделий, сделанных из кости. Среди находок подвески, бусины-пронизки и фрагмент кости с гравировкой.
Украшений из кости, относящихся к тому времени, до наших дней дошло очень мало, но так как здесь суровый и холодный регион, органические материалы сохранились довольно хорошо, поэтому ученым удалось их изучить.
Для изготовления таких бусин древним мастерам необходимо было выполнить определенную последовательность действий. Сначала нужно было подобрать подходящей формы кость или зуб, затем с помощью разбивания или вырезания сделать заготовку. Полученную заготовку затем обрабатывали строганием и шлифовкой, сверлением и полировкой.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что маркансуйская культура очень самобытна и разнообразна.
Стоит отметить, что в формировании и сложении среднеазиатского мезолита принимали участие не только местные культуры эпохи позднего палеолита. Существенное влияние на них оказали ближневосточные контакты с населением Зарзи, Ке-бары, натуфийской культуры и других крупных культурных центров каменного века.
В эпоху мезолита на территории Средней Азии существовало несколько различных племенных групп с характерными для них особенностями в индустрии, хозяйстве и культуре.