Мир не стоит на месте. Проходят века, тысячелетия, и в результате народы, архитектурные сооружения и ландшафт меняются безвозвратно. Воссоздать картину прошлого помогает археология. Но бывает, что с помощью традиционных способов и методов не удается реконструировать тот или иной объект. Тогда археологи обращаются к компьютерным технологиям, которые открывают большие возможности.
В современной археологии активно используются и офисные пакеты, и системы управления финансами, и узкоспециализированные программы, с помощью которых делается реконструкция древних городов.
Системы управления базами данных
Уже с момента зарождения археологии возникла задача структуризации данных. Сначала для этого использовались бумажные каталоги, потом их сменили электронные базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) позволили оперировать большими объемами информации, искать и сортировать данные по тем или иным критериям. Так появились базы данных разного профиля, например, базы данных по раскопкам, музейные каталоги.
Геоинформационные системы
Археологические данные всегда привязаны к конкретной местности. Это привело к широкому применению геоинформационных систем (ГИС). ГИС – это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
ГИС позволяют создавать археологические информационные системы отдельных географических регионов, планов раскопок, изучать древние карты.
С помощью ГИС фиксируется пространственное расположение археологических находок, также есть возможность прогнозировать местонахождение артефактов.
Также ГИС используются для реконструкции изменений ландшафта на основе древних карт. Сначала карты сканируются, оцифровываются и накладываются на современные цифровые карты. После идентификации определенных объектов, имеющихся на картах, древняя карта привязывается к новой.
Анализ совмещенных карт позволяет интерпретировать изменения ландшафта, которые происходили с течением временем. Структура поселений на древних картах коррелирует со структурой поселений на средневековых картах. Таким образом, можно без раскопок составить карту распространения древних поселений.
Системы автоматического проектирования
В археологии успешно используются системы автоматического проектирования (САПР). САПР-программы (например, AutoCAD, MicroStation и др.) используются для реконструкции археологических объектов. В основном данные программы применяются для составления полевых чертежей и трехмерных реконструкций раскопов, поселений, археологических артефактов.
Раньше археологические памятники документировались в виде чертежей и фотографий. Но при этом допускались ошибки. Сейчас у археологов есть возможность делать 3D-реконструкцию древних архитектурных сооружений.
В процессе построения 3D-модели сразу видны все нестыковки.
3D-модели археологических памятников позволяют создать общую виртуальную модель, причем ее можно сделать интерактивной. Такая виртуальная модель позволяет путешествовать в виртуальном мире и видеть когда-то существовавшие архитектурные сооружения и даже целые города.
Пользователи могут увидеть древние памятники такими, какими они были в далеком прошлом, и сравнить их с моделями современного состояния данного сооружения.
Ученые в течение многих лет собирали данные о древних городах. От древних построек обычно сохранились лишь обвалившиеся стены. Только благодаря компьютерным технологиям у археологов появилась возможность воссоздать образы объектов ушедших эпох.
Компьютерные технологии позволили воссоздать уникальные архитектурные сооружения, такие как Стоунхендж, Колизей, Помпеи и другие.
Правда, стоит отметить, что для того, чтобы совершить интернет-прогулку по 3D-модели Колизея, нужен очень большой трафик, который многим пользователям просто недоступен, однако можно посмотреть фотографии, панораму раскопа или руин древнего города.